Культура

Сардана Саввина: "Мы стали первооткрывателями на "Берлинале"

  • 10:00 / 28.02.2017
  • Текст: Саша Батас

Прошлой осенью продюсеру и промоутеру Сардане Саввиной поступило предложение от Берлинского кинофестиваля стать эдвайзером (консультантом) по отбору конкурсных работ. В официальном письме говорилось, что ей нужно на свой взгляд выбрать картины (зарубежные, российские и якутские), которые могли бы стать участниками Берлинале. Организаторы старейшего и престижного кинофестиваля прислушались к мнению якутянки. Так, сразу три наших фильма попали на кинофестиваль.

По возвращении из Германии Сардана рассказала Storm24 свои впечатления от участия в Берлинале.

- Сардана, поздравляю вас с успешными показами на Берлинале. Расскажи немного об этом кинофестивале…

- Это один из самых старейших и крупнейших международных кинофестивалей, такой же значимый в мире кино как Каннский и Венецианский. В этом году он проходил в 67 раз. Всего участниками фестиваля стали около 400 фильмов. Особенность Берлинале, на мой взгляд, в том, что это один из самых ярких и политически настроенных фестивалей, в котором представлены работы на злобу дня. По программе показов можно определить, какими проблемами, социальнымии глобальными, сегодня озабочен мир.

Якутские фильмы были показаны в специальной внеконкурсной секции NATIVe, которая проходит раз в два года на Берлинале. Каждый год организаторы делают фокус на определенный регион, и в этот раз их взор устремился на коренные народы Арктики.

- А как наши фильмы попали в программу?

- В сентябре я получила письмо из Берлинале, с предложением стать их эдвайзером, то есть консультантом. Организаторы кинофестиваля попросили меня сделать подборку фильмов – зарубежных, российских и якутских – которые отражают жизнь, культуру, самобытность Арктики. Стало понятно, что Берлинале очень заинтересовалось якутским кино. К поставленной задаче я подошла серьезно и ответственно, ведь задача  отборщика – это порекомендовать лучшее. В мой список попали больше двадцати картин, из которых большинство, конечно же, якутские. Кстати, ябыла удивлена и одновременно счастлива, когда узнала, что мои вкусы совпали с отборкой эдвайзеров из других стран.

На самом деле, я ожидала, что на фестиваль попадут один, максимум два якутских фильма. Так что это большая удача, что на Берлинале поехали сразу три наши картины: «24 снега» Михаила Барынина, «Бог Дьосогой» Сергея Потапова и короткометражка «Мальчик и озеро» Прокопия Ноговицына. Все три фильма имеют неразрывную связь между собой – они очень объемно отражают культуру народа саха, нашу самобытность, верования, культуру, мировоззрение.

- Каково это быть первооткрыватели на таком крупном и известном кинофестивале?

- В своей вступительной речи директор Берлинале отдельно отметил, что на фестивале впервые представлено кино из уникального северного региона России, в котором проживает не менее уникальный народ саха. Это не только большая честь и огромное счастье, но и хорошие перспективы для дальнейшего развития не только для участников, но и всего якутского кинематографа. Это большая удача и огромные возможности, а также доказательство уровня профессионализма и качества работы земляков.

- Интересно, а как воспринял наши фильмы немецкий зритель? Наверняка, большинство из них ничего не знают о Якутии…

- Все премьеры прошли в известном берлинском кинозале  СineStarIMAX. Огромный экран, размером с многоэтажный дом, полностью поглощал зрителей, погружая их целиком в фильм. После якутских премьер у людей возникало очень много вопросов, которые они могли задать на месте. Зрителей интересовала не только наша культура, но и то, как на небольшие бюджеты якутским кинематографистам удается делать работы на высоком уровне.

Отрадно, что нас пришли поддержать соотечественники и якутяне, живущие в Германии. Некоторые специально приехали в Берлин из соседних европейских государств.

- Сардана, ты на сегодня являешься единственным промоутретом, который продвигает якутские фильмы на международную арену. Как ты пришла к этому?

- Все началось в 2010 году, и в первое время это было больше хобби, чем профессиональной деятельностью. Первый фильм, который я отправила на международный кинофестиваль в Финляндию, стала документальная работа Марины Калининой. Там же я познакомилась с директором Канадского кинофестиваля. Он был удивлен, когда узнал, что в Якутии снимают не только документальное кино, но и игровое. В доказательство своих слов я переводила якутские фильмы на английский и отправляла ему для ознакомления. С тех пор якутские фильмы были представлены на многих международных кинофестивалях, небольших и самых известных.

Заниматься продвижением кино очень интересно, но есть свои нюансы. Нужно понимать специфику, психологию и атмосферу фестивалей. Прежде чем заявляться, нужно хорошенько проанализировать фестивальную политику и программы секций, пытаться предугадать, будешь востребованным или нет. Отправлять фильмы вслепую нельзя, это пустая трата ресурсов, времени и денег.

- То есть успех можно предугадать?

- В какой-то мере да. Очень успешная фестивальная судьба сложилась у фильма Дмитрия Давыдова «Костер на ветру», мировая премьера которого состоялось на Пусанском кинофестивале. Далее он получил номинацию «Лучшая драма» с денежным призом на ImagineNative в Канаде. После «Костер на ветру» отправился в Австралию, где был номинирован на международную кинопремию «APSA» Тихоокеанской Академии Кино. На этом фестивальное шествие фильма амгинского режиссера Дмитрия Давыдова не завершается. Его драму теперь ждут в Финляндии, в Новой Зеландии, в Литве  и в Германии.

- Весь мир объездили, а российскую премьеру планируете?

- Планируем, но пока не буду озвучивать, где она состоится.

- И все же, дает ли участие на всевозможных фестивалях якутскому кино реальный шанс пробиться на зарубежный кинорынок?

- Конечно! Нужно обязательность заявлять о себе, участвуя на международных фестивалях и других мероприятиях, ведь помимо показов там действуют бизнес-площадки с участием известных продюсеров, различные семинары по развитию кинематографа, дискуссионные клубы, где можно обсудить проблемы и перспективы. Мы только начинаем и постепенно, уверенными шажками, вызываем интерес к якутскому кино.