В субботу и воскресенье в Русском театре были премьерные дни. Спектакль - "Деревья умирают стоя" в постановке Алексея Ларичева, того самого, что ставил у нас "Семерых святых из деревни Брюхо" Улицкой и "Нас обвенчает прилив" Ануя.
Спектакль поразил. Четкая геометрия в цветах, расстановке декораций, в действиях и словах героев.
О цвете стоит сказать отдельно. В начале спектакля у героев серые костюмы. Не просто серые, а строгие, наподобие футляров, коконов. Это – как символ «серой» жизни, которая была у них «до». До того, как они пришли в этот странный дом, где ходят странные люди, которые странно говорят и странно выглядят: фокусник с искусственными цветами, секретарша-балерина, переодевающийся шотландец, тиролец с собаками, вор с набитыми драгоценностями карманами.
Так вот, «после» все наполняется белым. Это как свет, которым освещается все вокруг. Белая мебель, белая одежда, белые стены. И контрастом – яркие вкрапления алого: рояль, цветы, абажур, красное вино и торжественно-бордовое платье бабушки по необычайно радостному поводу.
Здесь говорят о «благотворительности духа». Так странно звучат эти слова в столь странной обстановке. Какая благотворительность? Какого духа? О чем это?
Все становится понятно потом, когда нужно заменить «погибшего» внука и его «жену», рассказывать о достижениях и путешествиях, которых никогда не было… Это называется ложь во спасение. Вот она, высокая цель – спасти несчастную женщину, 20 лет страдающую от отсутствия любимого внука.
И все же это ложь. Потому-то и не легко от нее никому. Наоборот, становится все тяжелее, все страшнее, все противнее.
Спектакль невероятно сложен эмоционально, в нем много монологов, требующих полной отдачи. Здесь происходит перерождение личностей.
Прямо на глазах у зрителей, шаг за шагом полностью обнажаются душевно Изабелла - Екатерина Нарышкина и Маурисио - Евгений Кузьмин. Это очень больно, но так прекрасно.
И сеньор Бальбоа – Валерий Тверитин, и его жена – сеньора Эухения – Вера Келле-Пелле, глядя на молодых, принимают их игру, их обман, их «ложь во спасение».
И даже негодяй внук – Михаил Мамлеев становится другим, уходя не прощенным от единственного по-настоящему любящего его человека – собственной родной бабушки.
Спектакль сложен и технически: смена декораций представляет собой не просто "вынос стола". Здесь работают огромные конструкции, спускающиеся и поднимающиеся прямо во время действа. Это делает происходящее еще более напряженным и драматичным. Прекрасное оформление сцены, потрясающие, необычные костюмы, которые хочется рассматривать и даже попробовать пошить именно такие фасоны и именно из такой ткани.
А ещё в спектакле были две живые собаки. Их вывел на поводке «тиролец» (Илья Шумкин). Появление на сцене животных вызвало настоящий восторг у зрителей, некоторые даже повскакивали со своих мест, чтобы разглядеть их получше.
Отдельно еще раз хочется сказать об удивительной актрисе Вере Григорьевне Келле-Пелле, отметившей в эти дни и этим спектаклем 50-летие творчества. Она была фантастически великолепна: красивая, выдержанная, интеллигентная, сильная. Она танцевала фламенко!
На мой взгляд, наш Русский театр начал покорение каких-то новых высот. Это какой-то другой уровень.
Комментарии
Творческих высот!