Наверх
Культура

Театр оперы и балета Якутии отметил свое 25-летие самыми масштабными в истории гастролями

Театр оперы и балета Якутии отметил свое 25-летие самыми масштабными в истории гастролями
  • 10:10 / 02.06.2017
  • Текст: Sm24.info

Торжества, посвященные 25 – летию Якутского оперы и балета, не ограничились только праздничными мероприятиями, о которых мы уже писали. Юбилейный год театр завершил гастролями – самыми масштабными в своей истории.

В путь собралась почти вся труппа. Шутка ли – в гастрольной афише значились две оперы, три балета, кантата и четыре концертные программы. Почти все названия – премьерные. С некоторых пор театр может позволить себе и три, и четыре новых постановки в год, и это много говорит о его сегодняшнем творческом состоянии.

Санкт- Петербург

Восьмичасовой перелет – и внушительный якутский десант почти в 250 человек в Санкт-Петербурге. Именно отсюда начался гастрольный маршрут театра, и сразу – на великой сцене Мариинского театра. Гости представили здесь одну из последних своих премьер – оперу «Князь Игорь». Этот спектакль станет визитной карточкой тура. Почему именно он?

Директор театра Сергей Августович Сюльский так отвечает на этот вопрос: «Идею поставить "Князя Игоря" мы вынашивали давно. Принадлежит она замечательному режиссеру Якутии Андрею Борисову, и его выбор оказался безошибочным. Постановка как никогда оказалась созвучна времени. Последние события показали, что взгляд наш должен быть прикован не только к Европе, но и к Азии, с которой у России много общего. И роль России как связующего звена между Европой и Азией трудно переоценить. Выходит, мы уловили тенденцию, и это сделало наш спектакль актуальным».

До показа в Петербурге якутяне «опробовали» спектакль в Пекине. И там, на востоке, и теперь тут, на западе, постановка произвела сильное впечатление – не в последнюю очередь, потому что редакция Евгения Левашова оказалась «расцвеченной» явственными экзотическими красками. В музыкальную ткань оперы был введен якутский национальный инструмент хомус. Да и на сцене волею режиссера появились неожиданные, никак не прописанные в сюжете оперы персонажи с азиатским колоритом.

Великий Новгород

Дополнив показ «Князя Игоря» гала-концертом под названием «Сияние северных муз», гастролеры отправились из Петербурга в Великий Новгород, где их встречали впервые, и представили сразу несколько спектаклей. Выступления начались с балета «Сильфида». Спектакль (тоже из числа премьерных) поставила знаменитая петербургская балерина и балетмейстер

Габриэла Комлева. И здесь, как и дома, он прошел на абсолютном аншлаге. На следующий день новгородцы увидели оперу Джузеппе Верди «Аида», в которой приняли участие не только «золотые голоса» Театра оперы и балета Якутии, но и приглашенные солисты из Москвы и Минска. Подобные опыты нередко практикуются на «домашних» фестивалях российских театров и неизменно вызывают огромный интерес публики. Удовольствие от этой вокальной игры, предложенной якутским театром, безусловно, получили и новгородцы. В третий вечер гастролеры представили балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Успех этих трех спектаклей, как признался потом директор театра, лишь укрепил его в мысли, что ставку нужно делать на классику. В марте этого года будет сделан еще один шаг в этом направлении – поставлен «Севильский цирюльник» Джоак- кино Россини.

Довершили портрет якутского оперного кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа и детский спектакль «Страна Фантазия», который театр доверил поставить (в качестве дипломного спектакля) артистке своей балетной труппы Екатерине Тайшиной. И судя по тому, что спектакль оказался в гастрольной афише, работа признана коллегами удачной. Российская пресса также дала положительную оценку работе молодого балетмейстера. Недаром 2017 год объявлен в Якутии Годом молодежи.

Москва и Смоленск

В этих пунктах своего гастрольного маршрута театр оказался одновременно – в столице выступали оперная труппа и хор, в Смоленске – балет. «Один из важных для нас опытов этих гастролей, – комментирует Сергей Сюльский, – как раз и заключается в том, что нам удался такой бесценный эксперимент, как одновременное выступление сразу на нескольких сценических площадках. Почти параллельно показывались постановки в Москве и в Великом Новгороде, или в Москве, в Смоленске и в Минске. Для нас ценно и то, что на этот раз мы побывали в европейской части нашей страны, хотя до этого за пределы Москвы не выезжали».

Пока в Смоленске наслаждались балетной классикой в исполнении якутских артистов, в столице слушали давно ожидаемого здесь «Князя Игоря» (земля слухами полнится). Якутский театр оперы и балета не впервые выступал на Исторической сцене Большого театра: почти 15 лет назад он привозил сюда яркого и спорного «Бориса Годунова». Нынешний же гастрольный спектакль состоялся в рамках фестиваля «Видеть музыку», который впервые в прошедшем году провела Ассоциация музыкальных театров России. И в контексте этого фестиваля, в котором участвовало немало музыкальных и оперно-балетных театров, «Князь Игорь» был оценен московской критикой как один самых интересных.

Ромео и Джульетта

Еще одной концертной площадкой в столице стал для гастролеров Большой зал Московской консерватории, где с программой «Ария Севера» выступили солисты оперы и хор.

Минск

Из Москвы путь якутского театра пролегал в Минск. В течение трех дней артисты выступали в белорусской столице на сцене Большого театра оперы и балета, начав, как и принято при первом знакомстве, с «визитной карточки» – бородинской оперы. Гала- концерт «В сиянии оперных муз» стал для якутян вторым выступлением по счету и по значимости – в нем приняли участие все оперные звезды Якутии, оркестр, хор и артисты балета.

Первое, о чем заговорили в связи с якутскими гастролями белорусские зрители, так это о красоте оперных голосов. А второй комплимент, услышанный гастролерами в Большом театре оперы и балета Белоруссии, звучал так: «Мы не помним столь масштабных гастролей даже в советское время, можете смело подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса».

Вильнюс и Каунас

Выступления якутского театра в крупнейших литовских городах – это его первые гастроли в Европе. И именно здесь после финальных аккордов «Князя Игоря» театр услышал и увидел то, что не забывается никогда, – 15-минутные овации и вставший в едином порыве зал. Зритель, пришедший на спектакли якутских гастролеров в Литовский национальный театр оперы и балета и в Каунасскую филармонию, оказался единодушным в оценке исполнительского мастерства якутских артистов.

С неменьшим энтузиазмом было принято выступление хора и оркестра Якутии в концертной программе «Ария Севера». И здесь неоспорима заслуга дирижера театра Алевтины Иоффе, приехавшей в Якутск из Москвы. Как отмечает директор театра, за два с половиной года, что она работает в коллективе, и оркестр в ее руках заиграл ярче, качественнее, и хор зазвучал по-новому – недаром ему в концертной программе был доверен «сольный» номер.

Собираются ли в театре после такого зарубежного успеха останавливаться на достигнутом? «Конечно, нет, – отвечает Сергей Августович. – Думаю, что подобные турне стоит делать и впредь, тем более что зритель, как мы убедились на этих гастролях, голосует только за. Мы уже получили предложение из Германии, в планах гастроли в другие страны Европы, а также в Южную Корею и Японию. Переговоры в этом направлении уже ведутся».

Калининград…

Последним пунктом гастрольного турне Якутского театра оперы и балета стал самый западный регион России – Калининградский. В областном центре на сцене драматического театра были представлены балет «Ромео и Джульетта» и опера «Аида», а в здании Кафедрального собора – кантата «Кармина Бурана». Именно в этом зале, с его прекрасной акустикой и архитектурным убранством, идеально сопрягающимися с исполняемым сочинением, оркестр и хор театра выступил как никогда ярко и мощно.

Финальная же точка тура была поставлена на сцене Театра эстрады «Янтарь» в самом известном курортном городе Калининградской области – Светлогорске. И этой точкой в полном соответствии с законами хорошей композиции стал показ «Князя Игоря». Так закончился этот невероятный в истории театра тур.

Но Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллоона уже смотрит в перспективу. А там – участие в фестивалях искусств тюркоязычных народов, которые традиционно проводятся в Казахстане и Азербайджане. И, конечно, выступления дома. Как говорит его руководитель, наконец-то появится возможность поездок в самые отдаленные уголки Якутии. Донести искусство до каждого жителя республики – именно в этом здесь и видят главную миссию театра.

Ирма НЕКРАСОВА

Музыкально – информацонная газета «Играем с начала»

№2 (151) февраль, 2017г.

Подготовил руководитель пресс и PR- службы Дмитрий Оконешников

Комментарии