"Небольшой и управляемый" назвал глава Якутии госдолг республики. Егор Борисов в интернет-газете "Якутия" рассказал об особенностях структуры и обслуживания госдолга республики.
"Прошу прощения у своих читателей за то, что не всегда успеваю оперативно отвечать на заданные мне вопросы. Я – не профессиональный блогер, поэтому ответ в течение 24 часов для меня — это что-то за гранью возможного. Однако все ваши пожелания и вопросы я беру на заметку: подвернётся случай – отвечу.
Что касается этой моей публикации, то поводом для неё стала статья в одном из интернет-изданий, где аналитики подняли тему государственного долга – не только республики, но и всех субъектов Дальневосточного федерального округа в целом.
Не могу сказать, что вопрос госдолга не обсуждался раньше – об этом часто говорят и пишут журналисты, политики, депутаты. При этом чаще всего наличие госдолга у региона подаётся со знаком «минус», как негативный фактор, мешающий развитию. Не буду спорить. Такая точка зрения, действительно, существовала. Например, экономистами начала XIX века госдолг признавался худшей из всех бед, которая только может приключиться с государством. Однако с тех пор прошло без малого двести лет, и принципы экономического регулирования существенно изменились. То, что раньше признавалось бедой, сегодня – один из необходимых для развития региона инструментов. И вот почему.
Представьте себе некий бюджет, не важно какой: региональный, муниципальный или хотя бы семейный. Из чего он складывается? Из суммы доходов. У региона – из налоговых и неналоговых поступлений, дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов. У семьи – из заработной платы супругов, пособий на детей, пенсий, дополнительных приработков…
Реальный уровень долговой нагрузки определяется не абсолютными цифрами,
а соотношением объёма долга к собственным доходам.
Распределение расходов также практически идентично. В семье мы предусматриваем обязательные платежи – на питание, образование, проезд… В бюджете региона – это фонд оплаты труда, выполнение социальных обязательств, финансирование сельского хозяйства, учреждений образования, здравоохранения, культуры…
Если доходы семьи позволяют, то родители и дети получают средства на посещение спортивно-досуговых мероприятий, регион – на введение мер дополнительной социальной поддержки.
Однако для того чтобы произвести какие-то капитальные вложения, и семье, и региону одной зарплаты (или одного годового бюджета) будет маловато. Что делать, если надо купить квартиру? Или построить крупный больничный комплекс? После того, как вы задали себе этот вопрос, вы наверняка придёте к единственному ответу: воспользоваться инструментом, двигающим сегодня всю финансовую систему страны и мира – ипотечным или потребительским кредитом для семьи, внешними заимствованиями – для региона. Самое главное при этом – правильно рассчитать свои силы, чтобы сумма долга не превышала размеров собственных доходов, а в идеале – составляла от них не более 50% (так рекомендует Минфин России).
Прощу прощения, если столь подробные объяснения покажутся кому-то утомительными. Задача повышать финансовую грамотность населения ставится перед нами Минфином России вот уже несколько лет, так что пользуюсь предоставленным случаем. А в вопросах образования лучше опираться на уже имеющиеся знания и только потом сыпать миллиардами, процентами и терминами. Потому что одни голые цифры, не подтверждённые никакими другими выкладками, можно использовать как угодно. Что, к сожалению, нередко и происходит.
Периодически мне ставят в упрёк наличие «непомерных» долговых обязательств республики. Однако говорить о сумме долга, не учитывая размеры собственных налоговых и неналоговых доходов, а также их соотношения друг к другу – в корне неправильно.
Судите сами.
На 1 января 2017 года при имеющихся 175 миллиардах рублей доходов (в том числе 112 млрд рублей собственных доходов) государственный долг Якутии составляет 44,897 млрд рублей. Среди всех субъектов Дальневосточного федерального округа это и вправду самая большая цифра. Но много это или мало в реальности?
Если почитать интернет-сайты, то катастрофически много. Если взять методику расчётов Минфина России, которые основываются на соотношении размеров заимствований к сумме собственных налоговых и неналоговых доходов, то мы входим в первую, самую благополучную группу регионов с высокой долговой устойчивостью (где долговая нагрузка не превышает 50% от собственных доходов). Всего в эту группу сегодня входят 29 субъектов РФ. Республика Саха (Якутия) с госдолгом в 40% от собственных доходов находится на 22 месте, замыкает группу Татарстан с 49 процентами.
Мы входим в первую, самую благополучную группу регионов
с высокой долговой устойчивостью.
Повторяю еще раз: реальный уровень долговой нагрузки определяется не абсолютными цифрами, а соотношением объёма долга к собственным доходам. Если перенести это на семейную экономику, то, скажем, у одной семьи ежемесячный доход может составлять 30 тысяч рублей, а кредитные обязательства – 20 тысяч, в то время как другая семья может иметь 40 тысяч рублей долгов, но при этом зарабатывать 80 тысяч. У кого долгов больше? В абсолютных цифрах, конечно, у второй семьи. Но на самом-то деле, очевидно, что у первой. Потому что уровень доходов у первой семьи почти втрое меньше. И странно, что этого не понимают (или делают вид, что не понимают!) некоторые издания.
Если говорить о регионах Дальневосточного федерального округа, здесь ситуация с размерами государственного долга тоже неодинаковая. Например, Амурская область со своими 87% заимствований от собственных налоговых и неналоговых доходов попала в третью группу регионов – с неустойчивой долговой нагрузкой (61 место в списке). Хотя если сравнивать размер их госдолга с нашим (у них 30 млрд заимствований, у нас – 44 млрд), то опять-таки на первый взгляд может показаться, что именно они – молодцы. Но разница в сумме доходов сразу ставит всё на свои места: у амурчан – это 48 млрд, у нас – 175 миллиардов.
Сложнее всего обстоят дела в Еврейской автономной области – имеющиеся 4,9 миллиарда долговых обязательств составляют там 101% от суммы собственных налоговых и неналоговых доходов (при бюджете в 9,7 млрд). Это соотношение суммы доходов к размерам государственного долга поставило Приамурье и Еврейскую автономную область в особые отношения с Минфином России. Конечно, никакого внешнего управления там нет. Просто теперь их бюджет принимается только после согласования с экономистами Минфина России, а это означает постоянные оптимизации, отказ от налоговых преференций и т.д.
Существует несколько причин, по которым регионы начинают занимать средства извне. Кто-то не справляется с ростом социальных обязательств. Кто-то (как Амурская область в 2015 году) пережил последствия стихийных бедствий, в частности, разрушительного наводнения.
Мы же начали наращивать госдолг главным образом в целях увеличения капитальных вложений, необходимости строительства инфраструктурных объектов, то есть исключительно в интересах развития республики. Это ведь очень удобно: объект ты строишь сейчас, а рассчитываешься за него постепенно в течение нескольких лет. Так мы построили десятки школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, объектов ЖКХ, дорог, спортивных сооружений, других социальных объектов. Не возьми мы в своё время на себя повышенные долговые обязательства, не создай дефицит бюджета, не было бы сейчас этих объектов, а все бюджетные средства направлялись бы на текущие расходы, то есть на потребление. В этом случае даже дефицитность бюджета можно рассматривать как стимул для поиска дополнительных ресурсов. И здесь всё точно так же, как и в семье: появились повышенные расходы, значит, надо найти ещё один источник доходов. Что мы и делаем. При этом грамотно выстраиваем структуру государственного долга.
Из чего состоят долги в 44,897 миллиарда рублей:
— 13 миллиардов – это бюджетные кредиты, полученные республикой под очень выгодный процент – 0,1% годовых. Для сравнения – кредиты коммерческих банков выдаются сегодня под 7-12% годовых.
— 11 миллиардов – это государственные гарантии, которые мы выдаём жизнеобеспечивающим предприятиям на завоз грузов в районы Крайнего Севера, и которые, по сути, так ни разу и не выплачивали. При нормальной работе предприятий они автоматически списываются, соответственно эту часть долга вообще можно назвать условной.
— 15,2 миллиарда – это сумма выпуска ценных бумаг. С облигациями вообще очень интересная история. Сейчас Якутия – единственный регион Дальневосточного федерального округа, выпускающий собственные ценные бумаги. Причём они очень высоко котируются на бирже и потому охотно раскупаются. Сумма выплат по облигациям составляет семь лет, график погашения распределен по всем годам, без единовременных больших выплат. К слову, выпуск облигаций сегодня рекомендован Минфином России в качестве предпочтительного варианта привлечения дополнительных средств в бюджеты регионов. В июне этого года наши финансисты будут участвовать в региональной конференции ДВФО, делиться опытом работы с ценными бумагами.
Оставшаяся сумма – это банковские кредиты, но их доля невелика, порядка 12% от общего объёма госдолга.
Это ведь очень удобно: объект ты строишь сейчас,
а рассчитываешься за него постепенно в течение нескольких лет.
Так мы построили десятки школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов,
объектов ЖКХ, дорог, спортивных сооружений, других социальных объектов.
Конечно, прогнозируя в нынешнем и последующих годах замедление роста доходов, мы не можем позволить себе увеличивать наши расходы и соответственно должны сдерживать рост госдолга. Капитальные вложения в условиях секвестирования бюджета подлежат сокращению в первую очередь. Как вы понимаете, отказ от строительства одного нового объекта никак не повлияет на достаток населения. А вот задержки зарплат и пособий – недопустимы.
Да, в этом году мы будем очень тщательно пересматривать наши инвестиционные программы, поскольку обязаны сохранить высокую долговую устойчивость. Однако рассуждать о том, что нынешние размеры государственного долга республики якобы загнали её в кредитную кабалу, могут только дилетанты или те, кому просто выгодно называть белое чёрным.
В заключение добавлю, что государственный долг обслуживается в течение длительного времени, его погашение распределено небольшими долями вплоть до 2034 года. Иначе говоря, суммы, ежегодно выделяемые на эти цели, серьезно отличаются от пугающих некоторых аналитиков цифр общего объёма госдолга.
Чтобы всем было понятно, в прошлом году расходы на обслуживание госдолга составили у нас всего 1,1% к уровню общих расходов бюджета, что является одним из самых минимальных показателей в стране. В этом году при долговых обязательствах в 44, 897 млрд рублей и при доходах в размере 175 млрд рублей правительство республики направит на обслуживание долга 2,3 млрд рублей.
В прошлом году расходы на обслуживание госдолга составили у нас всего 1,1%
к уровню общих расходов бюджета,
что является одним из самых минимальных показателей в стране.
Мои слова о небольшом размере и управляемости госдолга республики подтверждают и международные рейтинговые агентства (кстати, среди субъектов ДВФО кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств имеет только наша республика). Так, в феврале этого года агентство «Фитч Рейтингс» подтвердило наш рейтинг на инвестиционном уровне «BBB-» со «Стабильным» прогнозом, написав, что это отражает в целом неизменившийся базовый сценарий Фитч (Fitch) в отношении низкого долга Якутии по международным стандартам и сильных бюджетных показателей, что должно способствовать сохранению хороших ключевых показателей кредитоспособности.
Мы всегда имели долг. Но он у нас небольшой и управляемый. Находится на безопасном уровне, помогает концентрировать средства на развитие экономики республики, на капитальные инвестиционные проекты".
На фото: встреча с министром финансов РФ Антоном Силуановым
Комментарии