Добираться до Походска несложно: садишься в лодку или катер в административном центре Нижнеколымского района, поселке Черский, и идешь вниз по Колыме километров сорок. Маленькое село расположено на топком берегу. Здесь есть школа, детский сад, фельдшерский пункт, музей, клуб с фольклорным центром и один магазин.
Живет в Походске всего 245 человек, но уезжать хотят немногие. Местные рассказывают: когда детей отправляли отдохнуть летом в лагерь на черноморское побережье, те и недели не могли просидеть вдали от родных краев – домой проситься начинали. Да и взрослые – в Якутск слетают по делам, и тут же, не задерживаясь, возвращаются. Любят свое село. Дважды еще в советские годы пытались его закрыть как неперспективное поселение, а жителей переселить, но люди возвращались – к своей земле, к своей воде, своей рыбе, дичи и ягоде.
Походчане – не просто самоназвание населения села, а целая субэтническая группа, относящаяся к русским старожилам. Все они – потомки первых казаков-переселенцев, еще в середине XVII века осевших на Крайнем Севере. Русские с берегов Колымы, в отличие от современных походчан, не были домоседами: из Нижнеколымского острога, неподалеку от которого и было основано село, они шли «в поход» на чукчей, которые довольно длительное время яростно (и, между прочим, небезуспешно) сопротивлялись колонизации и присоединению к Российской Империи.
Шли века, народы огромной страны научились жить в мире и взаимопонимании, и суровый казачий характер смягчился. Гостеприимные походчане кормили группу «Арктического десанта» свежайшей, только из реки, рыбой, да еще и в обратную дорогу дали. Дети дружелюбно обнимались с гостями, рисовали и тут же и дарили картинки: «Мы вас любим! Не уезжайте!», с восторгом учились оказанию первой помощи и искусству тележурналистики (в команде десанта в этот раз были представитель Красного Креста и журналисты ГТРК-Саха), а потом с удовольствием и благодарностью хрустели подаренным арбузом.
С особым внимание к гостям отнесся фольклорный ансамбль «Виноградие» (в котором, между прочим, выступает глава поселка Сергей Лазаревич Попов). Специально для участников экспедиции, практически экспромтом, ансамбль провел небольшой концерт.
Само слово «виноградие» – припевка к походским народным песням и колядкам, что-то типа приветствия. Сформировался аутентичный походский фольклор за века изолированного существования; в основе его лежит историческая память о жизни где-то в центральной России. В песнях можно услышать даже названия: «Дон», «Волга» - но, на самом деле, для носителей походской песенной традиции они имеют отношение к реальным географическим объектам не больше, чем «Ерусалим» из колядок и духовных кантов к городу в современном Израиле.
Особый интерес к походчанам не только у этнографов и собирателей фольклора, но и у филологов и лингвистов. Специалист Нижнеколымского музея истории и культуры народов Севера Ирина Борисова, тоже участница «Виноградия», собрала словарь местной лексики: «Маскаяты – ряжение во время святок…; нонесь – в прошлом году…; тайница – задушевная подруга».
Походский говор в советские годы оказался почти забыт – десятилетиями вполне официально шла борьба за чистоту русского языка, местные диалекты считались «низким стилем», многие стеснялись региональной специфической речи и переучивались говорить на «правильном» русском. До сих пор незнакомый с жизнью на берегах Колымы человек, услышав «походскую речь», уточняет: это не дефекты дикции? Действительно, с непривычки так может показаться: для походчан характерно «сладкозвучие», которое, действительно, звучит как детское лепетание. Звуки «р» и «л» редуцируются до «й»: «жайею» («жалею» - то есть «люблю»), «виног’ядие»… Сейчас походским детям напоминают, как звучала речь их предков, педагоги и энтузиасты.
Жители Походска редко называют себя русскими – чаще о себе говорят именно как о походчанах. Но они помнят о своем казачьем происхождении, сохраняют русский язык, а самое главное – остаются верующими, православными, что особенно удивительно в условиях «северной изоляции».
Тридцать лет назад на старом сельском кладбище была построена часовня. Священники добирались сюда очень редко: до приезда «Арктического десанта» последнее богослужение совершалось более десяти лет назад, так что на Крещение и на Литургию (служить решили в местном доме культуры – в часовне не поместилось бы и несколько человек) люди пришли. Некрещеных в селе очень немного – большинство жителей крестились, выезжая в Якутск, или добирались в Черский, узнав, что туда собирается священник.
Можно с полной ответственностью сказать, что походчане уже века исполняют свою, выражаясь высокопарно, историческую миссию – самой своей жизнью на Крайнем Севере они вольно или невольно оберегают арктические рубежи Российского
государства.
Поездка в Походск осуществлялась в рамках реализации проекта-победителя грантового конкурса «Фонд культурных инициатив» «Малые этносы большой страны».
Комментарии