"Ученые спорят, действительно ли нынешние жители Русского Устья – потомки бежавших от Ивана Грозного новгородцев, или заселение Крайнего Севера русскими шло не так драматично; действительно ли их говор приближен к языку XVII столетия. В любом случае, это практически изолированный субэтнос со своим фольклором, речевой спецификой, традициями. Но в процессе урбанизации, естественной для современной жизни, а в Арктике еще и усугубляемой депрессивным состоянием региона (сложная логистика, низкие в связи с отсутствием произоводства доходы и высокие цены…), люди постепенно оставляют родные места".
Так начинает свой рассказ об уникальной экспедиции в село Русское Устье на севере Якутии участник экспедиции - иеромонах Тихон (Воробьев), кандидат богословия, этнограф:
В течение недели в середине лета мы работали в Аллаиховском улусе – поселке Чокурдах и Русскоустьинском наслеге. Для меня это был первый опыт посещения Арктики, и, конечно, он произвел сильное впечатление и своей незабываемой природой, и людьми.
Мы работали по проекту «Малые этносы большой страны», финансируемый фондом культурных инициатив, и собирали информацию о русскоустьинцах – русских старожилах Арктики. Вообще-то это очень хорошо исследованная субэтническая группа, но так получилось, что о ней знают преимущественно специалисты: этнографы, филологи, культурологи. А это очень интересная культура, которая, к сожалению, уходит. Сегодняшняя немногочисленная русскоустьинская молодежь и дети уже не владеют своим знаменитым «средневековым» говором…
...Сегодня в Аллаиховском улусе всего проживает около двух тысяч человек, а в самом Русском Устье живет человек сто. И, к сожалению, тенденции к росту населения не предвидится. Жизнь становится все сложнее – существование села становится, выражаясь цинично, невыгодным. Несколько лет назад из Русского Устья ушла почта России. Интернета и вообще связи – нет. Зато требования – те же, что и повсюду по стране. Доходит до смешного. Администрация села была вынуждена заплатить штраф за отсутствие пандусов для маломобильных граждан. Абсурд ситуации в том, что в Русском Устье нет колясочников и не может быть – они там просто не выживут, если человек тяжело болен его неизбежно придется вывезти поближе к цивилизации.
Но русскоустьинцы не отчаиваются, несмотря на все сложности.
В Русском Устье есть храм, подаренный новгородскими меценатами в 2014 году – как мы помним, традиция связывает основание села с деятельностью жителей Новгорода, с древних времен осваивавших Север. Церковь, ставшая одной из самых северных в мире, посвящена иконе Божией Матери «Знамение», особо почитаемой и новгородцами, и русскоустьинцами. Поразительно, что жители наслега образовали православную общину – на службе молилось восемь человек. Даже в более крупных селах и поселках иногда меньше собирается!
В местности Станчик в нескольких километрах от Русского Устья находится часовня, и ее бережно сохраняют – это при том, что это уже фактически необитаемые места. Там живут только рыболовы-промысловики. В Аллаиховском улусе традиционно развито рыболовство, вся местная кухня – рыбная. На Станчике нас как раз угощали такой рыбой – свежей, только что выловленной. Хозяйка, Зоя, занимается рыболовством вместе с мужем – гостеприимные люди, даже в таких суровых условиях они стараются сохранить уют в доме.
Так вот, рыбаки – люди глубоко верующие. Обязательно стараются зайти в часовню, помолиться как-то по-своему. Конечно, в отсутствие постоянного богослужения духовная жизнь людей очень специфична – но в то же время необыкновенно осязаема. Например, на Станчике, уверены местные, живут абаhы – темные духи. Зоя даже была вынуждена на другой берег озера переместиться – темные духи ее пугали и работать мешали. Горожане, может, посмеются, но для тамошних жителей все это живая, окружающая их со всех сторон, реальность.
Духовная жизнь вообще реальна, просто мы, живя в мире рациональном и практичном, ее замечаем рядом с собой только в самые трудные, критические минуты. А там, где человек зависит от капризов природы, где отсутствует возможность «долгосрочного планирования», он вынужден одухотворять окружающий мир, видеть в нем враждебные и дружеские силы и стремиться к налаживанию с ними стабильных, безопасных отношений. Поэтому с такой радостью спешат в храм в редкие приезды священника – служение Богу освобождает от страха перед темными силами.
***
Напомним, что летом завершился первый этап реализации проекта «Малые этносы большой страны» — победителя президентского фонда культурных инициатив. Творческая группа проекта побывала в Аллаиховском улусе Якутии, в сельском поселении «Русско-Устьинский наслег». Группа собрала уникальные по истории, культуре, этнорегионолистике.
Комментарии