Уезжая на Соловки, мы не знали, когда вернёмся домой. Нет, конечно же, у нас были обратные билеты на поезд. Но до поезда еще нужно было добраться: переправиться с Большого Соловецкого острова в Кемь, а это почти 50 км по Белому морю, известному своим суровым непредсказуемым нравом. В день нашего отъезда с Соловков по прогнозу ожидался шторм, поэтому вместо 16.30 мы отправились в путь в 8 часов утра, чтобы пересечь море до начала бури и успеть на поезд домой...
А началось наше путешествие 12 сентября вечером, когда мы сели в скорый поезд №21 Санкт-Петербург – Мурманск.
13 сентября в 10.38 мы прибыли в Кемь.
На пристани в ожидании катера любовались суровыми карельскими пейзажами, где снимался один из любимейших моих фильмов «Остров» с Петром Мамоновым.
Путь по Белому морю от Кеми до Соловков занял час.
Разместились мы в гостинице «Соловки-отель», которая представляет собой комплекс из пяти деревянных коттеджей – четыре жилых корпуса и ресторан. Есть здесь также отличная баня с парной, вениками и холодной купелью. К слову, «Соловки-отель» - лауреат премии «Звезда Travel.ru».
Соловки – это нереальное небо, фантастические пейзажи.
И тишина.
Нас собралось восемь человек - журналисты и блогеры.
Вторая группа - художники, участники симпозиума современного искусства «АРТ-СТЕНА», которые приехали чуть раньше нас и уже начали трудиться над созданием новых полотен, темой которых стал Соловецкий монастырь, его стены.
Мы - свидетели творческого процесса.
День 14 сентября начался у Святых ворот Соловецкого монастыря.
Три часа мы провели на территории обители.
Экскурсию нам провела студентка САФУ Софья Нехина, замечательно эрудированная девушка, с бережным отношением к материалу, к речи.
В рамках Симпозиума прошли творческие встречи. Первый день ознаменовался знакомством с интереснейшим человеком - Андреем Рудалевым, писателем, литературным критиком, автором книг «Четыре выстрела» и «Время рассеяния».
Также встретились с поэтессой Анной Долгаревой. С руководителем ГТРК Санкт-Петербург Ириной Холмовой. С писательницей Викторией Шервуд, выступившей с презентацией сборника «Леонид Шервуд. Путь скульптора». Предки Виктории - выходцы из Англии. Прапрадед - В.О. Шервуд – известный архитектор, создатель Исторического музея в Москве, прадед – Л.В. Шервуд – известный скульптор, автор памятника адмиралу Макарову в Кронштадте.
А еще слушали песни Евгения Кубынина, автора творческого проекта #зимавсегда .
Куйпога. Тайбола. Колышень. Раздолье.
Поморский диалект звучит как музыка.
Куйпога - так поморы называли полный отлив на Белом море. Тайбола - глухая, непроходимая тайга. Колышень - неспокойное море. Раздолье - море, очистившееся ото льда.
Экскурсию в Морской музей провела Светлана Рапенкова.
Здание музея в свое время перестроили из амбара. Здесь шились (именно так) лодии, карбасы и шняки - поморское название разновидности лодки.
«Мы не бабы, бабами сваи заколачивают», говорили о себе поморские женки, которые умели делать все - и рыбу ловить, и землю возделывать.
История Русского севера уникальная и прекрасна. Это невероятно здорово, что на Соловках есть люди, которые сохраняют и восстанавливают ее, настоящие энтузиасты, влюблённые в свой край и историю.
Ботанический сад Соловков – совершенно уникальное место.
Сад был основан в 1822 году архимандритом Макарием и назывался Макарьевской пустынью (в советское время пустынь стал называться хутор Горки).
Ботанический сад находится среди трех холмов, защищающих его от ветров, благодаря чему здесь собственный микроклимат.
Площадь ботсада составляет около 1,5 квадратных километров. Здесь есть своя миниметеостанция.
На территории сада растет более тридцати видов деревьев, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных, пищевых и кормовых растений.
В свое время был здесь воскобелильный заводик, из изготовленного отбелённого воска изготавливали свечи, продавали их, получая хороший доход
Интересно, что в 2003 году, во время визита на Соловки, принц Чарльз (ныне король Англии Карл III) посадил здесь пихту.
Дерево прижилось, выросло, сейчас имеет высоту примерно 4-5 метров.
Секирная гора, или, как ее называют, Секирка. Старинная легенда говорит о том, что на этой горе два светлых юноши побили женщину-рыбачку, ожидавшую мужа с промысла.
Посланные Богом ангелы, а это были они, вынудили рыбаков уйти навсегда, дабы не мешать новым островитянам служить Господу и не нарушать монашеское уединение.
"Секирной" гору назвали, потому что там была монастырская секирная - место вырубки строевого леса и заготовки дров.
На Секирной горе расположен храм-маяк, один из немногочисленных действующих в мире.
В лагерное время здесь был штрафной изолятор - для провинившихся заключённых. Вся настенная и потолочная росписи были грубо заштукатурены, а сверху нанесены лозунги советского времени и прибиты плакаты.
Если вы видели фильм «Обитель», то наверняка помните кадры, как в храме-изоляторе замерзали заключённые - без еды, одежды и тепла.
Сейчас этот храм восстановлен. Здесь идут службы. А напоминанием того времени стал «глазок» во входной двери.
Другими пытками были «комарики», когда заключённого привязывали без одежды на несколько часов на съедение комарам, и «жёрдочки», когда заключённых сажали на небольшое возвышение, не давая возможности шевелиться.
Секирная гора - место веры, памяти и скорби.
В память о том времени, в честь новомучеников здесь установлен красный поклонный крест.
Дождь на Соловках - это особое природное явление, от которого не спасёт ни один дождевик. Проверено на себе. Непромокаемая куртка оказалась очень даже «промокающей». И это не проливной дождь, а морось, которой пропитан воздух.
45 минут занял наш путь в 3,5 километра к Переговорному камню на берегу моря, где проходили переговоры архимандрита Александра с англичанами, в 1855 году делавшими попытку высадиться на Соловках. Попытки успехом не увенчались. Но в память о тех событиях был установлен Переговорный камень - огромная гранитная плита с надписью.
Вернулись в отель промокшими до нитки. В общем, дождевик испытания Соловками не выдержал.
Мы - выдержали. И это того стоило.
Потрясающие яркие краски начала осени, бескрайнее Белое море, запах выброшенных на берег водорослей - впечатления от всего этого непередаваемые и неповторимые.
Соловецкий монастырь сейчас активно восстанавливается.
Реставрационные работы идут полным ходом. Сохранением и восстановлением Соловков занимается одноименный Фонд.
Мы побывали даже там, где не бывают обычные туристы - в местах, где как раз идут реставрационные работы. Часовни, храмы, башни, здесь восстанавливают стены, полы, потолки, стараясь максимально приблизить к первозданным формам.
СЛОН и СТОН.
Дойдя до аллеи памяти, я сразу свернула налево, к камню. И не ошиблась: именно он установлен в память о «Соловецких якутянах». Камень намок от дождя, надпись стала почти неразборчива, но прочитать все же можно.. Там начертано: «Помяни, Господи, во царствии Твоём души безвинно убиенных якутян в лагерях СЛОН и БЕЛБАЛТЛАГА».
СЛОН и СТОН. Две страшные аббревиатуры лагерного времени Соловков.
Экскурс в историю того времени нам провела Ляна Веселовская.
До 20-х гг. ХХ века Соловецкие острова были известны благодаря успешно развивающемуся православному монастырю, который основали монахи в ХV веке.
Ситуация изменилась после прихода к власти большевиков. Уже в первой половине 20-х гг. на Соловках, а также на близлежащих островах Онежского залива Белого моря возникли первые концентрационные лагеря, ставшие самой важной частью лагерной системы СССР - Соловецкие лагеря особого назначения.
С самого начала СЛОН был разделен на шесть отделений, которые размещались не только на главном Соловеском острове (административный центр в соловецком Кремле, пустынь Савватьево, уголовный отдел на Секировом поле), но и на островах Большая и Малая Муксалма, Анзер, Большой и Малый Заячий, Попов остров около поселения Кемь.
Заключенные здесь трудились на добыче торфа, валке леса, ловили рыбу, занимались земеледелием, строительством, изготавливали потребительские товары и работали в механических мастерских.
Никто не знает, сколько заключённых прошло через Соловки. По разным оценкам, эти цифры от 80 до 100 тысяч человек. По архивным данным, с 1923 по 1933 год на Соловках умерло 7,5 тысяч человек. По имеющимся данным Михаила Розанова — 43.
Захоронения убитых и погибших находят до сих пор.
«Святой архипелаг» — так называется документальный фильм о Соловецком монастыре, признанный на ММКФ-44 лучшим документальным фильмом года. Трейлер великолепной масштабной картины представил кинорежиссёр Сергей Дебижев.
Обязательно посмотрите трейлер
Финальным мероприятием нашего визита на Соловки стал вернисаж АРТ-СТЕНА. В течение десяти дней 15 художников, участников Симпозиума современного искусства, писали картины. В итоге родилось 18 полотен, которые были торжественно представлены в Фонде сохранения и развития Соловков.
Через некоторое время картины переместятся в отель «Соловки» и станут его достояние и украшением.
Соловки - потрясающее место. Здесь нет суеты, и время течет иначе.
Сюда обязательно нужно приехать еще и еще раз.
Марина САНТАЕВА
фото автора
Комментарии