"Уже через несколько недель после этой пандемии мир станет иным", считают эксперты. На вопросы участников Клуба "Мысль" ответили политики Молдовы, Грузии, Литвы.
Александр Рошко, вице-председатель Политической Партии «Европейские Левые», Республика Молдова.
Тимур Пипия, председатель Единой Коммунистической Партии Грузии.
Гедрюс Грабаускас, председатель Социалистического Народного Фронта, Литовская республика.
Арам Аствацатуров: Здравствуйте, товарищи! Традиционно 1 мая проходит многочисленные митинги, шествия и демонстрации.
Но сейчас в условиях ограничения передвижения, в условиях добровольно принудительной самоизоляции не стоит ожидать как то акций солидарности трудящихся. А потому, у меня вопрос к вам, Александр, Темур, Гедрюс, как вы, лично, планируете провести день 1 мая?
Темур Пипия: Здравствуй, Арам! В связи с нынешней ситуацией (в Грузии карантин), была отменена совместная с левыми силами Грузии акция, которая была запланирована в Тбилиси в виде митинга. Теперь мы вынуждены будем провести видеоконференцию и акции единичного типа.
Гедрюс Грабаускас: Арам, добрый день! В Литве тоже карантин, но глядя на примеры Швеции, Белоруссии, Чехии много людей хотят прекращения режима карантина. Но власть не прислушивается к мнению людей, и поэтому каких-то митингов не будет.
1 мая планируем посетить несколько памятников, придем с цветами, свечами, почтим память известных прогрессивных личностей, в том числе памятник писателю, одному из активных творцов советской власти в 1940 г., Пятрасу Цвирка.
Александр Рошко: Здравствуйте, Арам. Вы совершенно правы. В нынешнем году Первомай придётся отмечать в несколько необычных условиях.
Несомненно, будет заявление от имени партии, в котором мы напомним историю этого памятного дня, чтобы объяснить молодёжи, да и людям постарше, которые уже подзабыли, что 1 мая это не только шашлыки и развлечения, а в первую очередь борьба за права трудящихся.
Ирина Ладыгина: Здравствуйте, товарищи! С наступающим праздником! 1 мая — это праздник именно МЕЖДУНАРОДНОЙ солидарности трудящихся. Что сейчас, на ваш взгляд, с этой международной солидарностью? Почему её нет, по большому счёту? Имеются ли какие-то попытки создать какие-либо международные организации по типу Интернационала? Как вы считаете, на какой идеологической платформе должна существовать международная солидарность?
Гедрюс Грабаускас: Благодарю Вас, Ирина, за вопрос! После развала СССР эта международная солидарность ослабла. Конечно, время идет и люди понимают, что солидарность важна. Есть, скажем, СКП-КПСС и этот проект еще может развиваться. А сейчас весь этот «карона-кризис» точно показал, что нужна солидарность рабочего народа. Ведь спецслужбы, разные корпорации и разные кланы капиталистов открыто давят на народ. Я это говорю о ситуации в Литве и Латвии. Я не могу говорить про другие государства, но в наших краях идет большое давление на народ- репрессии, нарушение прав человека. В Литве если человек вышел на улицу без маски, то сразу штраф от 250 до 500 евро. И ежедневно от 80 до 150 людей штрафуются.
Александр Рошко: Здравствуйте, Ирина! Также поздравляю Вас с наступающим праздником! Да…, стоит признать, что международная солидарность трудящихся не столь ярко выражена в наши дни. Чем и пользуются неолиберальные правительства. Всё чаще и всё грубее нарушаются права трудящихся - это не может не беспокоить. Безусловно, сегодня нужна мощная международная организация, которая бы объединила трудящихся если не всех стран, то хотя бы многих. И функционировать эта организация должна, вне всяких сомнений, на левой идеологической платформе.
Арам Аствацатуров: Гедрюс, первое мая праздник трудящихся, но в общем понимании это люди физического труда - рабочие заводов, фабрик, различных предприятий, ремесленники и трудящиеся сельского хозяйства. Однако в последнее время грань между инженером и рабочим стирается. Многие рабочие участвуют в производстве сидя за компьютером, многие ремесленники являются одновременно и хозяевами своих мастерских и предприятий. Как видим- трудящиеся в понимании 20 века совсем немного, можно сказать, единицы. И классовое различие во многих развитых странах стерто. Гедрюс, может ты отстал от реальности жизни и стоит отревизировать понимание классового разнообразия?
Гедрюс Грабаускас: Арам, в принципе и рабочий у станка, и мастер, и мелкий предприниматель, который нанимает одного или двух рабочих, но и сам трудится - все это трудовой народ. Как и многие журналисты, экономисты. Ну, а кто точно не трудовой народ? — это банкиры, кулаки, дворянство.
Арам Аствацатуров: Темур, является ли 1 мая праздником для грузинской молодежи?
Темур Пипия: В Грузии западные правые силы вплотную работают с молодежью. Американское политическое лобби тут не дает никакой форы. Еще Саакашвили схватился за студенческую молодежь и сделал так, что все ведущие ВУЗы Грузии были очищены от профессуры старой закалки. Все ведущие ВУЗы сейчас управляются выходцами из учреждений Сороса- «Международная прозрачность" и "Институт Свободы". Но несмотря на это, за последние годы, появилась часть студенческой молодежи, которая открыто выступают против неолиберальной системы капитализма. Они много читают и анализируют. Они встречаются и уже проявляют активность. Их смело можно назвать левой, марксистской, социалистической молодежью. У нас, у коммунистов, есть хорошие позиции и авторитет среди них. Мы считаем, что в условиях создания минимальной материальной базы для работы, молодежь у нас можно организовать в заметное, сильное левое движение за социализм. Для молодежи Грузии 1 мая постепенно превращается в знаменательную дату, призывающую к борьбе за достойное будущее, за коренное изменение, несправедливой и тупиковой, нынешней общественной системы.
Арам Аствацатуров: Темур, да! всемирная "эпидемия" подорвала возможность классического проведения праздника 1 мая. Но может быть понять, что пора применять новые формы проявления международной солидарности трудящихся?
Темур Пипия: "Пандемический психоз" нынешний, несомненно, еще сильнее подорвет основы современного капитализма. Правящие круги мирового капитализма в состоянии "цуг-цванга", то есть любой их ход с целью стабилизации нынешней общественной системы будет приближать крах их политической системы. Никакой режим тотального контроля не сможет справиться с "перезревшей" лавиной, готовой вот-вот сорваться с высоких вершин гор. Поэтому в перспективе вряд ли всемирная "эпидемия" способна справиться с задачей завуалировать глубочайший экономический кризис и затормозить его превращение в социально-политический кризис. После этой "пандемии", уже через несколько недель, мир станет иным. Массовое сознание подогнано к крупному прорыву- к осознанию миллиардами всеобщего единства судьбы вынужденно поставленных в одинаковом положении, запертых посреди четырех стен одной противостоящей им силой. Поэтому, думаю, время "классической" формы проявления солидарности трудящихся как раз и наступает!
Арам Аствацатуров: Темур, интернет заменил печатные издания, а интернет мем и демотиваторы заменили плакаты. Как в Грузии подключат к акциям празднования 1 мая интернет ресурсы?
Темур Пипия: Вы правы в том, что сегодня печатные издания стремительно теряют свои позиции. Мы готовимся отметить не только 1 мая, но и 9 мая с помощью интернет-ресурсов. Это первый такого рода опыт для нас. Совместно с союзническими левыми группами намерены организовать соответствующую кампанию за права трудящихся и против произвола олигархических правителей Грузии. Нужны будут определенные средства для того, чтобы эта кампания охватила значительную часть пользователей интернета.
Арам Аствацатуров: Александр, многие считают, что празднование 1 мая это выпуск пара и властям этот регулированный праздник удобен. А может стоит отказаться от празднования 1 мая, как самого неэффективного проявления солидарности трудящихся?
Александр Рошко: Отказаться от празднования 1 мая - это всё равно, что отказаться от борьбы, отказаться, от серпа и молота, отказаться от идеи равенства, братства и власти народа. Отказываться - преступно и кощунственно. Другое дело, что точно необходимо отойти от причёсанного и прилизанного формата - разрешённый митинг, потоптаться и разойтись на шашлыки.
За права трудящихся необходимо бороться всеми доступными способами.
Арам Аствацатуров: Гедрюс, левые отличались солидарностью. В отличии от правых, у левых нет препятствий в религиозных различиях, этнических, клановых, государственных интересах. Для левых важно только классовое различие.
Гедрюс, может всем или большинству, а может быть какой то части левых из бывшего СССР, (и не только СССР) перенести свою политическую деятельность в отсталые и развивающие страны, где четко и остро существует классовое различие и где вы найдете огромное количество сторонников и оттуда уже экспортировать левое движение в развитые страны?
Готов ты и твои единомышленники на этот поступок?
Гедрюс Грабаускас: Арам, это очень интересный вопрос! Да! - я готов на такой поступок и знаю, что к этому готовы и некоторые мои единомышленники. В истории мы знаем такие примеры, когда левые группы сначала действовали в одних странах, а добившись успеха переходили в другие страны.
Темур Пипия: Хотел бы дополнить своего единомышленника Гедрюса- нужно учесть, что если бы Че Гевара начал с Боливии- то есть, со страны неподготовленной, в меньшей степени "подогнанной" к революции, то понятно, что до Кубы он не дошел бы. Все действия ЦРУ в Латинской Америке, да и во всем мире, нам дает такое понимание. А вопрос интересный и "коварный".
……………………………………….………………………………..
фейсбук, https://www.facebook.com/groups/270147343161057/
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» 28-29 апреля 2020 г.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту [email protected]
Комментарии