Наверх
Политика

«Объектами погромов в Казахстане могут стать любые русскоговорящие меньшинства»

«Объектами погромов в Казахстане могут стать любые русскоговорящие меньшинства»
  • 03:24 / 21.02.2020
  • Текст: Sm24.info

Арам Аствацатуров: Уважаемый Бахытжан, погромы и 21 век как-то не сочетаются в современном сознании. Но тем не менее это произошло в Казахстане. А с чего начался конфликт дунган и казахов?

Бахытжан Копбаев: Арам Аствацатуров, здравствуйте, здравствуйте участники ВИРТУАЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА "МЫСЛЬ". К сожалению, 7-8 февраля в Казахстане произошли страшные трагические события. На юге Казахстана, в местах компактного проживания национального меньшинства — дунганов, произошли погромы дунган по национально этническому принципу. То есть, проще говоря, произошли межэтнические столкновения.

Олег Ли: Уважаемый Бахытжан, в одном из интервью Вы сказали, что это не последний погром и с большой долей вероятности подобное может произойти и в будущем. Скажите, когда, где и с кем это может произойти? На какие признаки нужно обратить внимание, что бы быть готовым к таким событиям?

Бахытжан Копбаев: Объектами погромов могут быть любые из русскоговорящих национальных меньшинств Казахстана. Например корейцы, татары, кавказцы и конечно же русские.
Как вы, наверное, помните за последний год в Казахстане до дунганских погромов, произошли еще три межнациональных столкновения. Это против индийских рабочих в городе Астане, это против армянского меньшинства в городе Караганде, также это против арабских рабочих на западе Казахстана. В разных частях Казахстана, против разных национальных меньшинств устраивали погромы радикальные националисты. Если до этого, во всех межнациональных столкновениях в Казахстане, погибло 20 человек и во всех этих националистических столкновениях участвовали около 100 000 человек, то этот последний межнациональный конфликт унес жизни по официальным данным 12 человек. Почему казахи продолжают притеснение национальных меньшинств с кровавым исходом задаются вопросом все эксперты. А ответ очень прост — если жертвами радикалов были уйгуры, арабы, индусы, курды, турки, армяне, таджики и так далее, и при этом власти Армении, Таджикистана, Азербайджана, Ливана, Индии и др. просто проглотили, не потребовав от наших властей принять жесткие меры в отношении тех кто притесняет нацменьшинства и не дали понять, чтобы они не само отстранились, то этих бы погромов с дунганами точно не было бы. Теперь вся надежда на международные правозащитные организации. Если они не дадут знать нашим властям, да вообще властям всех стран, где есть аналогичные проблемы с радикальным большинством, то жертв и в будущем не избежать. Вопрос только в том, кто следующие?

Армен Мирзоян: В чем главная причина недовольства части казахов национальными меньшинствами? Национальная нетерпимость или сложное социально-экономическое положение большинства казахов и невозможность реально выбирать власть?


Бахытжан Копбаев: Армен, ну в принципе вы все недуги перечислили разом. Главное — это рост ксенофобии. Как вы, наверное, знаете общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. Казахстан, а частности молодая казахская нация, сейчас как раз таки переживает свой "переходной возраст", который как раз таки совпал с утверждением капитализма, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского общества.

Арам Аствацатуров: Бахытжан, какое положение сейчас у дунган?


Бахытжан Копбаев: Шаткое, подвешенное, непонятное и неизвестное. Как сложится их судьба и где она продолжится неизвестно.


Лев Трапезников: Уважаемый Бахытжан Копбаев, как вы думаете, в Казахстане после ухода с поста президента Нурсултана Назарбаева ситуация будет идти в сторону построения казахского народно-патриотического государства, идею которого можно выразить, как — Казахстан для казахов? На сколько такой прогноз вероятен и как элиты Казахстана относятся к такой идее?

Бахытжан Копбаев: В принципе, уже при Назарбаеве формировалась государственность по принципу Казахстан для казахов. Я думаю, что с его уходом точно не будет хуже. А вот то, что может появиться надежда на лучшее, это точно.

Антон Евстратов: Здравствуйте, уважаемый Бахытжан! Вы неоднократно говорили об опасности радикального национализма в Казахстане. Однако массового оттока представителей национальных меньшинств из страны вроде как не зафиксировано... Так ли серьезна проблема по-настоящему?

Бахытжан Копбаев: Если каждый год с Казахстана на ПМЖ в другие страны уезжают в основном только нацменьшинства в количестве до 40 000 человек, и министр при этом говорит: "ну пусть уезжают главное не казахи", то это о чем то должно говорить. У нацменьшинств однозначно нет социального лифта, хотя и самим простым казахам не святят никакие социальные лифты. Но то, что у представителя не титульной нации, даже при наличии более высоких достоинств чем у конкурентов, нет шансов на то, что бы быть первым, уже говорит о том что наша система создала неравные условия для всех.

Антон Евстратов: Бахытжан, как по-вашему решить проблемы ксенофобии в казахстанском обществе? Есть ли в стране политические силы, готовые взяться за эту сложную работу?

Бахытжан Копбаев: Ради хайпа за эту проблему готовы взяться все. А на деле я не вижу никого кто бы боролся с проявлением ксенофобии системно и постоянно, кроме нашей организации- Казахстанского Общества Интернационалистов. Ведь никто, кроме нас, быть неугодным нашим националистам не хочет. А мы не боимся такой непопулярности потому, что наша цель может не понравиться кому то, а потому, что реальные равные условия для всех, где жизнь каждого имеет значение не смотря на то, какой он национальности. Мы сейчас ведем тяжелейшую борьбу с националистическим большинством ради того, чтобы обратить внимание мирового сообщества на эти проблемы и хотя бы для того, чтобы предотвратить в будущем такие погромы. Хотя уже упустили время. Мы уверены, что, рискуя своей жизнью сегодня, предотвращаем будущие смертельные угрозы другим завтра. Одному из наших сторонников угрожали расправой, мы предупредили правоохранительные органы письменно. И пока они бездействовали, ровно через месяц нашелся идиот, который отрезал ему голову на глазах у семьи. Конечно, виновного поймали и осудили. Но власти опять замяли это дело, опустив все на бытовой уровень. А те, кто призывали в сети с ним расправиться, просто пировали. И сегодня, наша организация и все члены нашей организации, единственные в Казахстане, в адрес которых открытые угрозы убийством и расправой, открыто объявляются во всех социальных сетях. Лично мне пишут с угрозами убийства и уничтожения не менее сотни раз в день. Мы самая преследуемая организация в Казахстане. Просто зайдя в комменты наших каналов в социальной сети, вы сами можете убедиться. Это еще раз доказывает то, что мы идем правильным путем

Олег Ли: Бахытжан, как Вы думаете возможны ли повторные погромы дунган или власть сможет не допустить повтора?

Бахытжан Копбаев: Естественно возможны, может и не дунган, но с любых из нацменьшинств. Радикалы уже давно купаются на славе крови. Их настолько много, что власти уже не обращают внимание на большинство из их угроз. И вместо того что бы бороться с ними власти тупо решили просто возглавить их- раз не могут победить их.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Бахытжан, для безопасности дунган может быть им лучше жить вообще отдельно, в отдельном районе, где в городах и поселках их будет 100%?

Бахытжан Копбаев: Такого точно не будет потому что такую форму сегрегации не допустит ни ООН, ни сами власти. Власти уже создали программу по ассимиляции дунган. С другой стороны, в Масанчи дунгане и так жили одним аулом. В основном то дунгане сельскохозяйственные люди и тесно связаны с землей.

Арам Аствацатуров: Бахытжан, а готово ли правительство Казахстана компенсировать дунганам потерю домов, имущества, автомобилей?

Бахытжан Копбаев: Комиссия уже принялась за эту работу. И власти уже принялись подчитывать расходы на восстановлением жилищ и коммерческих объектов.


Facebook, https://www.facebook.com/groups/270147343161057/
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» 17-19 февраля 2020 г.

Комментарии