Наверх
Общество

Бессовестно - сначала завести животное, а потом выбросить его - владыка Роман

Бессовестно - сначала завести животное, а потом выбросить его - владыка Роман
  • 17:52 / 22.01.2020
  • Текст: Sm24.info

Это интервью с владыкой Романом было сделано мной почти три года назад, летом 2017-го. Сегодня оно по-прежнему актуально, потому что в нем говорится об ответственности человека по отношению к живому.

Как часто при попытке оправдать очередное убийство бездомных кошек и собак приходится слышать: что вы так переживаете, это же всего-навсего животные; в религии, мол - в том числе в православии, собака вообще грязное существо.

По словам архиепископа Якутского и Ленского Романа, то, что православная вера как-то оценочно относится к животным - к кому-то хуже, к кому-то лучше, - это совершенно неверный взгляд.

Никакого уничижительного отношения к собакам или кошкам в православии нет

- Ну вот вспомните уклад российской деревни XIX века - все домашние животные присутствуют в жизни христианина, все абсолютно, - говорит владыка Роман, продолжая отвечать на мой вопрос об отношении православия к животным. - Посмотрите сказки, мультфильмы – никакого уничижительного отношения к собакам или кошкам в них нет, у каждого в силу его назначения от Бога своя функция и свое место. И симфонически эти животные постоянно пребывают с человеком.

- В какой-то степени это отголоски того, что после творения всего видимого мира Бог вручает всех животных первому человеку - Адаму, и тот получает обязанность от Бога и уникальное право возделывать землю, окормлять все творения и давать им имена. Так было заведено: человек – венец природы, и к животным у него отеческое попечение.

Ситуация меняется с грехопадением первых людей. Происходит глобальное изменение мира, и вместе с грехом приходят зло, ненависть, смерть и - агрессия животных. Да, агрессия животных, согласно православным богословам, появилась в результате грехопадения человека.

– Вы имеете в виду агрессию животных к людям? - уточняю я.

- И друг к другу, и к людям. Бог ведь не творил зла. Но, как зла не было изначально, так и вся злость и агрессия из человека могут упраздняться. Посмотрите на святых людей - на преподобного Серафима Саровского, который кормил медведя, на Герасима Иорданского, к которому приходил лев, на Марию Египетскую, которая тоже общалась со львом - агрессии нет там, где есть святость, где нет греха. Но это, скорее, исключительные случаи.

Мы очень долго говорили с владыкой о животных. Впрочем, разговор получился в большей степени о людях, о их отношении к братьям меньшим и отношении друг к другу.

- Какова сейчас миссия человека – верующего и неверующего?

- Не распространять зло, в том числе и по отношению к животным, не размножать агрессию. Не унижать животных и, тем более, не выбрасывать их на улицу. Еще раз повторю, что никакого расклада или неприязни по отношению к животным православием никогда не пропагандировалось. У святейшего Патриарха Кирилла есть собака, он их очень любит. И у нас во дворе епархии живет всеми нами любимая собака.

- Но вот я где-то читала, что если собака вошла в храм, его заново освящают.

- Вообще, предполагается, что в храм не должны входить никакие животные. Но обусловлено это не какими-то духовными моментами, а чисто практическими. Животные ведь не контролируют себя и могут в храме испражняться. Так вот чтобы не было этого, лучше, чтобы они туда не входили.

Что касается переосвящения храма после того, как туда зайдет собака или кошка, то такого правила нет, церковные каноны об этом не говорят. Возможно окропление святой водой тех мест, где находилось животное.

Бессовестно - сначала завести животное, а потом выбросить его

- Владыка, вы наверняка слышали о резонансных случаях жестокого обращения с животными. Хабаровские живодерки, массовое убийство собак в Махачкале, пункт передержки Якутска - нынешней зимой эти истории прогремели на всю страну. Как по-вашему, что происходит с нами со всеми?

- Есть такая святоотеческая аксиома, что мир лежит во зле. К сожалению. И в грехе. И общенравственный уровень становится все ниже и ниже. Грех имеет способность укореняться и уничтожать все прекрасное в человеке, все святое. В конечном итоге все это закончится страшным судом, как ни печально. Настоящую оценку нам и всему видимому даст только Бог. И наша задача – продлить это время до окончательного разрушения через хранение себя от злых дел. Каждый человек, удерживая себя от бессовестных поступков, умножает добро и ставит заслон для зла. Злого становится больше, но в ответ на это люди должны быть - каждый на своем месте - добродетельными.

Причины жестокого обращения к животным – это последствия разрушения духовно-нравственных основ человека, результат озлобленности человека.

С другой стороны, думаю, что это нарушение каких-то уже работавших механизмов защиты животных и отношения человека к животным в XX веке, ставшем переломным моментом в том числе и для нашей страны. Наверное, в этом смысле стоит позаимствовать опыт тех европейских стран, где система взаимоотношений человека и животного и забота о нем имеет законные, четкие и работающие механизмы.

Вероятно, причины еще и в том, что мы теряем чувство совестливости. Совесть – это голос Божий в человеке, и она нуждается в особом хранении. Совесть может загрязняться, а может и вовсе спать, поэтому ее нужно воспитывать, реанимировать и освящать. Знаете, один из раннехристианских отцов церкви говорил, что человек должен быть совестливым не только по отношению к ближним, животным, но даже по отношению к одежде. Да, даже по отношению к одежде.

- Жестокость по отношению к животному может перерасти в жестокость по отношению к людям? Ведь говорят: сначала животные, потом дети, старики – все те, кто слаб и не может защититься…

- Я не знаю, откуда растут ноги у жестокости, не знаю… Может быть, от греха и страсти, которая есть у человека в сердце. Например, гнев. В Священном писании Ветхого завета час гнева сравнивается с часом безумия: гнев заслоняет адекватное восприятие действительности, и человек в этом состоянии становится безумным. Или та же самая зависть - если она человеком не замечается и не просто пустила корни, а охватила все сознание, человек способен на очень злые, жестокие поступки. Не случайно говорят, что зависть – это самая невидимая и коварная страсть, которую невозможно заметить без глубоких размышлений. Думаю, что и жестокость тоже может вырасти через самые разные проявления греха.

Для этого и существует пожелание Церкви следить за своим духовным, внутренним миром, наблюдать за собой. Если человек гармонично развит и следит за своим духовным миром, а обращаясь к православным, еще скажу: если этот человек имеет духовника, - то в нем не вырастет зло и жестокость в крайней степени по отношению к человеку или к животному.

- Отношение к животным человека может быть индикатором самого человека? Можно судить о его доброте или, наоборот, жестокости по его отношению к ним?

- Безусловно. Мы сейчас не говорим о крайних степенях, когда брошенные животные нападают на детей, или когда собачка становится божеством в доме. Это совсем другая история. Мы говорим о срединном, здравомысленном пути, о том, что это бессовестно – я специально делаю на этом ударение – бессовестно - сначала завести домашнее животное, а потом выбросить его на улицу, не ощущая ответственности за него и не отдавая себе отчет, что будет с ним дальше. Это бесчеловечно.

Тщательное исполнение своих обязанностей предохранило бы от трагедий

- Как мне кажется, наше общество расколото на два лагеря: те, кто активно защищает животных, и на тех, кто настаивает на их уничтожении. Тех, кто настаивает на уничтожении, большинство. Получается, что они правы? Почему я говорю о большинстве. Дело в том, что зимой, на пике темы живодертсва, в Якутске было проведено чудовищное, на мой взгляд, голосование, в котором главным был вопрос, убивать ли бездомных собак. И тогда большинство якутян проголосовало «за». Голосование удалось переломить с помощью пользователей из других регионов.

- Вы знаете, я с большим недоверием отношусь к опросам, я абсолютно уверен, что объективных опросов нет. Ну и потом, если дать в руки этому большинству пистолеты и сказать: идите убивайте, они, думаете, пойдут? Уверен, что нет. Это такая игра на тему, которую нужно как-то отстоять, защитить.

К сожалению, и информационная подача бывает не совсем правильной. Вот вы говорите – общество разделено на два лагеря, и в этом изначально уже есть конфликт. Ну вот, например, с одной стороны человека настраивают на то, что он должен сделать выбор между двумя жизнями – ребенка и животного, и это страшная манипуляция. С другой – могут быть обвинения в том, что животным уделяется слишком много внимания. Но ведь если вы взяли животное в свой дом, то и относиться к нему нужно как к члену семьи.

Я не готов сказать, какими методами нужно исправлять эту ситуацию (разногласия в обществе), согласен, что об этом нужно говорить. Но - говорить не озлобленно и не агрессивно, не приумножая зло. Мы ведь ищем справедливости, ищем пути решения проблемы, так давайте искать их так, чтобы не было резкого разделения, оскорблений и нападок друг на друга.

- Вы совершенно верно сказали о манипуляции, когда, говоря о животном, предлагают сделать выбор между ним и ребенком. Зоозащитникам ведь очень часто говорят о том, что они ставят на одну чашу весов людей и животных. Но ведь это неправильно, никаких весов не может быть и выбора вообще быть не должно.

- Для того чтобы такой выбор не происходил, нужно, чтобы и со стороны хозяев животных, и со стороны родителей присутствовало элементарное исполнение своих обязанностей. Если ты родитель, то будь заботлив и охраняй ребенка; если ты хозяин собаки - не позволяй ей бегать свободно и без намордника, не позволяй ей перейти ту грань, когда она становится опасной для окружающих. И те, и другие берут на себя свои обязанности добровольно: родителями становиться никто никого не принуждает, и собачку с кошечкой никто никого насильно брать не заставляет. Но часто об этом забывается, и в результате происходят ужасные трагедии. Если отбросить надуманную конъюнктуру этой проблемы, то именно тщательное исполнение своих обязанностей предохранило бы от трагических ситуаций. И дай Бог, чтобы их не было, дай Бог!

Человеческое отношение исключает агрессию

- Тех, кто защищает животных, считают сумасшедшими, больными – да как их только не называют! Но разве это не норма - защищать жизнь живого существа?

- Прежде чем обвинять тех, кто спасает, нужно обернуться и посмотреть на самих себя: сколько собачек и кошек завел я и сколько из них (или их детей) оказались на улице. Чьих животных собирают с улиц спасатели? Тех, которых выкидывают другие. Прямо или косвенно. Наших с вами питомцев.

Защитникам же я бы посоветовал делать это с долей трезвомыслия и умеренности. Хорошо иметь десять кошек, но тогда нужно следить за ними, чтобы не было дискомфорта находящимся рядом людям. Нужно помнить о том, что если ты взял животных, то ты несешь еще и миссию их благополучного существования.

Почему случается неприязнь к тем людям, которые имеют большое количество животных? Потому что, бывает, они не рассчитывают свои силы, и животные усложняют их взаимоотношения с близживущими. Думаю, именно это вызывает протест и агрессию к активным спасателям животных.

- Часто приходится слышать и то, что защитники животных любят их больше людей. Но вот на мой взгляд, любовь к животным и людям - это взаимосвязанные вещи, а не взаимоисключающие.

- У здравомыслящего человека, у полноценной личности не может быть смешения ценности животного и человека. Человек как творение Божие, как брат или сестра – на первом месте. Собака – друг. Думаю, что подобный оценочный подход к значимости человека и соответствующем месте животного в жизни есть у всех. К сожалению, бывают исключения, и это скорее отклонение.

Вместе с тем, размышляя над подобными проблемами, мы должны задаться вопросом: почему в жизни этого человека животное заняло большее место, чем подобало бы? Возможно, это от одиночества, от оставленности, от болезненности. В силу исключительной, сложной личностной ситуации человек видит в животном больше, чем друга, и в таких случаях это, наверное, спасительно и полезно.

Самый яркий пример – собака-поводырь, когда собака становится для человека его глазами и ушами. Сказать, что собака-поводырь для слепого – что-то чрезвычайно большое, наверное, не повернется язык, потому что это на самом деле так и есть, и никакого негативного оттенка здесь быть не может. А если у старого, оставленного детьми и близкими человека появилась кошечка, и это единственное живое существо рядом? Разве можно говорить, что для них животные больше, чем люди? На мой взгляд, здесь не может быть такого строгого суда. Вообще, я уже выше говорил, что трезвый и здравомысленный подход, без перекосов, должен быть ко всему, в том числе и в таких вопросах.

- У меня есть очень прикладной вопрос: наш Фонд «Белый Бим» занимается организацией льготных операций по стерилизации животных. А как православие относится к таким вмешательствам?

- Я не могу сейчас говорить от имени всей Церкви, мне кажется, официальная позиция на этот счет нигде не высказывалась – наверное, потому, что это явление современное. Но если учитывать, что стерилизация предохраняет от дальнейшего зла, то почему бы и нет. Это ведь делается на будущее, для того чтобы предотвратить появление десятков, сотен бездомных животных.

- Как вы лично относитесь к тем, кто подбирает и спасает бездомышей?

- Очень хорошо, меня это умиляет. Но только делать это следует без злости к другим, без агрессии. Не стоит обвинять людей, которые не разделяют их позиции, потому что это ведет к конфликтам, столкновениям, разделениям.

И опять же, нужно рассчитывать свои силы, выше я об этом уже говорил. Я знаю много случаев, когда люди спасают много животных, не имея для этого ни подходящей площади, ни средств. Вот в таких случаях формальное спасение превращается в мучение для этих животных, для самого человека и для его соседей. Это мнимое спасительство.

Вообще, было бы хорошо, если люди с твердой гражданской позицией создавали общественные организации, которые радели бы за законодательное урегулирование проблемы и создавали центры защиты животных.

- Скажите, Владыка, а в вашем детстве были животные?

- Конечно. В силу того, что я воспитывался в православной, патриархальной семье - притом что мы жили в городе, у нас всегда были домашние животные: овцы, утки и куры. Во дворе всегда был пес, а в доме – две кошечки, почему-то всегда две.

Что у меня осталось в памяти - за собачками у нас всегда, до самой своей смерти, ухаживала мама: кормила их, вычесывала, смотрела, не болеют ли. А собак у нас за мои 49 лет жизни было, наверное, больше десятка. И никогда они не были злыми. Потому что мама была добрая. Она с ними разговаривала, относилась к ним очень по-человечески - видимо, это исключало любую агрессию.

Марина Сантаева

Фото Правмир

Комментарии