«Неделю назад мне позвонил помощник Главы Чечни и сообщил, что как я приеду в Чечню, у меня будет встреча с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым», – сообщил нам глава чеченской общины Якутска Руслан Мутаев. Эта встреча будет первой после скандала, участником которого оказался Мутаев в конце прошлого года.
Напомним вкратце предысторию. 17 апреля 2016 года возле бара «Малина» произошла драка между молодыми людьми. В результате конфликта с 22-летним Асланом Балаевым 26-летний Виктор Додон получил тяжелую травму головного мозга, впал в кому и стал инвалидом.
Спустя какое-то время в интернете появилось сообщение о затягивании уголовного дела в отношении Балаева. В ответ на этот пост глава чеченской общины Якутска Руслан Мутаев написал матери потерпевшего Виктора Додона следующее (орфография и стилистика сохранены): «Мария, ты такая же, как и сын твой, бессовестная, если страшно жить в Якутии, вернись туда, откуда корни твои. Твой спортсмен проиграл, теперь все должный тебе на поклон, ты пытаешься вести смуту в Якутске, поднять антиВайнахский бунт, ни стого место выпал твой десантник».
Большинство осудило Мутаева, расценив его поступок как оскорбление. В сети разгорелся скандал с взаимными обвинениями, главными участинками которого стали сам Мутаев и общественник Александр Захаров-Якнк, выступивший в защиту матери Виктора Додона.
Пересказывать все это сейчас уже не имеет смысла, скажем лишь, что конфликт достиг апогея, когда обвинения перешли в плоскость межнациональных отношений. В итоге высказывания Мутаева были отправлены на экспертизу на предмет разжигания межнациональной розни и экстремизма.
Вопреки ожиданиям многих, эксперты не нашли в словах главы чеченской общины высказываний, «побуждающих к враждебным действиям». «По направлению начальника ЦПЭ МВД по РС (Я) ООО «Центр независимых экспертиз и гуманитарных технологий» проведены лингвистические исследования. Согласно выводам данных исследований в представленных материалах содержатся высказывания, в которых негативно оценивается человек или группа лиц по признакам национальности. При этом отсутствуют высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям против какой-либо нации, расы либо к лицам по признаку отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе», - сообщило СУ СК Якутии.
А недавно стало известно, что Руслан Мутаев сам собирается обращаться в суд, чтобы, как он заявил, восстановить справедливость. Об этом он рассказал нашему изданию.
- Руслан, прошло два месяца после того скандала. Ваши заявления были рассмотрены на предмет разжигания межнациональной розни и экстремизма. Как вы это прокомментируете?
- Да, Захаров-Якнк писал, что хочет проверить мои слова на экстремизм. Но, как видите, эксперты не нашли ничего подобного в моих высказываниях. Я и тогда, и сейчас говорю, что с моей стороны не было никаких экстремистских высказываний. Более того, я сам борюсь с такими проявлениями. Я считаю, что целенаправленно работают на разжигание межнациональной розни те, кто создает общественное мнение – журналисты, блогеры и некоторые общественники типа Захарова-Якнк.
- Если возвращаться к той истории, на мой взгляд, самое некрасивое в ней то, с чего она началась - вы стали оскорблять мать Додона. В чем она-то виновата?
- Я считаю, что маме Виктора Додона нужно было добиваться справедливости через прокуратуру или следственный комитет. В конце концов, обратиться в суд. Вместо этого она обратилась к общественнику. Думаю, ее просто ввели в заблуждение, ведь как, скажите, он может организовать юридическую помощь в таком деле?
Балаев не чеченец, а ингуш. Но вы читали где-нибудь, чтобы хоть кто-то сожалел, что пишут плохо про чеченцев? Кто-нибудь возмущался по поводу схода «против чеченского беспредела»? Нет. Наоборот, получилось так, что начали стравливать два этноса.
Я и сейчас заявляю, что извинения ни у кого просить не намерен, наоборот заставлю тех, кто высказывался против чеченцев, признать свою вину.
- Почему вы вообще оказались в этом конфликте, если, как вы говорили позже, в той драке не участвовали чеченцы?
- Тому есть три причины, на мой взгляд, очень серьезные. Начнем с того, что в феврале 2015 года Александр Захаров-Якнк организовал в Якутске митинг, на котором под предлогом защиты детей от насилия потребовал, чтобы дети из Азии и с Кавказа не учились в школах Якутии, чтобы для них были созданы отдельные классы. Об этом писали многие сайты, в том числе федеральный Regnum. Я был очень возмущен, но промолчал: решил, что раз другие общины молчат, я тоже промолчу.
А 17 апреля 2016 года произошла драка между ингушем Балаевым и молдаванином Додоном. Последствия той драки всем известны.
В августе я полетел домой в Чечню и узнал, что здесь, в Якутске, прошел «сход против чеченского беспредела». Что за беспредел чеченский? Где и когда вы его видели?
А потом я прочитал на странице все того же Захарова-Якнк, пост, где он возмущался, что "приехавшие кавказцы-бандиты калечат наших детей". Там было написано, что чеченец Балаев избивал русскую девушку, а Додон заступился за нее. При этом подчеркивается национальность девушки и того, кто ее якобы бил, – чеченец. Это было сделано с явным умыслом, чтобы возбудить ненависть к чеченцам.
Затем Захаров пошел к имаму мечети Мусе Сагову. Зачем и для чего? Вы когда-нибудь слышали, чтобы хоть один мусульманин обратился к священнику православной церкви или к шаману из-за конфликта? Почему же кто-то считает, что мечеть несет за это ответственность?
Я хочу сообщить всем: мечеть служит исключительно для поклонения Богу, для того, чтобы совершать намаз. Мечеть – это не суд и не орган, который мог бы повлиять на кого-либо. То, что Муса Сагов принимает людей разных религий и конфессий, это сугубо его желание ради Аллаха сгладить конфликт, постараться наладить отношения и, по возможности, минимизировать злые намерения или последствия.
Все слова, которые я писал тогда, были адресованы лично Захарову и его трём товарищам. А они это выставили так, будто я пишу про всех якутов. Это не так.
Пользуясь случаем, хочу извиниться перед Афанасием Максимовым за грубое высказывание в его адрес и подозрения.
А дальше я буду судиться с каждым, кто причастен к этому делу.
- Скажите, а вы давно живете в Якутске и какие у вас были взаимоотношения с местным населением?
- Я в Якутии с 1985 года, и с якутами у чеченцев наивысший уровень отношений.
- И межнациональные браки есть?
- Да, браки с якутяночками есть, у нас таких семь или восемь семей.
- И конфликтов с местными у вас не было?
- К сожалению, бывали. В молодости, когда мы только приехали сюда, мы дрались практически каждый день, и всегда по одной и той же причине. Нам говорили: вы на нашей земле, давайте водку. А в 1987 году познакомился с одним замечательным человеком, старшим участковым инспектором Мегино-Кангаласского РОВД Петровым Петром Николаевичем. Сейчас он пенсионер, а тогда был замначальника РУБОП. Мы с ним постоянно координировали конфликтные ситуации так, чтобы ни одна, ни другая сторона не оставалась обиженной. Не важно, русские это были или якуты.
Сейчас эта тема возникла снова, нам опять говорят: «это наша земля». Я заверяю всех: якутскую землю ни один чеченец не заберет в Чечню. Но из-за того, что мы находимся здесь, мы не намерены терпеть оскорбления и ложь по отношению к себе.
Когда я впервые приехал в Якутию, я был гражданином СССР. Я давал присягу служить родине и буду придерживаться норм и законов государства, в котором родился.
Либеральные законы, которые поддерживают некоторые общественники, мне чужды и я их буду сторониться, потому что считаю это сигналом к разделению теперешнего государства Российской Федерации.
В то же время нам небезразлична судьба Якутии и ее народа. В свое время республика потеряла Якутгазпром, теперь это ЯТЭК. Я знаю, как вернуть Якутгазпром республике, как сделать это безболезненно и без вмешательства большой политики.
- Вот даже как? Это очень громкое заявление.
- Да, я считаю себя якутянином, причем в большей степени, чем некоторые родившиеся здесь. Я так же болезненно переживаю тот негатив, который происходит по отношению к населению Якутии. Считаю продажу Якутгазпрома преступлением против якутского народа. И повторяю, что могу вернуть ЯТЭК республике.
- В рамках закона?
- Конечно. Только законным путем.
- После начавшегося конфликта вы общались с главой Чечни Рамзаном Кадыровым? С его помощником Исой Хаджимурадовым?
- К сожалению, до Рамзана Ахматовича дело не дошло, хотя я очень надеялся, что дойдет. А на Ису Хаджимурадова я сам вышел. Я просто объяснил ему ситуацию.
- Пострадала ли ваша репутация после этой истории? Как вы намерены ее восстанавливать?
- Что касается моей репутации, скажу следующее. Всегда, во все времена я веду несгибаемую линии жизни. В 90-ые годы грязные пиарщики пытались склонить меня к нарушениям закона, в том числе связанным с национализмом. Были люди из правительства Якутии, мэрии Якутска, МВД и даже ФСБ, но никому не удалось это сделать. Устоять против грязной политики и бессовестного пиара мне помогла моя твердая жизненная установка.
Во время нынешнего конфликта я стал переписываться со всеми участниками лично и понял, что никто не поддерживает этот конфликт. Люди понимали, что их умышленно втягивают в него. Поэтому я не считаю, что моя репутация пострадала.
Конечно, все мои братья и сестры сильно беспокоились, звонили мне круглосуточно. Депутат Госдумы РФ Адам Султанович Делимханов требовал, чтобы я не писал ничего в интернете. Начальник полиции Ачхой-Мартановского района посетил моих родственников в Чечне, сказал, что Рамзан Ахматович Кадыров требует успокоить меня.
Я выдержал все натиски, и теперь, когда картина полностью ясна, сам записался на прием к Рамзану Ахматовичу. Неделю назад мне позвонил его помощник и сообщил, что как я приеду в Чечню, у меня будет встреча с Рамзаном Ахматовичем.
А восстанавливать справедливость и давать оценку случившемуся будет суд.
Комментарии
И что скажет Рамзан Кадыров?
чет я не понял про Якутгазпром
вернуть Газпром это как?