Шаманизм, казалось бы, остался в далеком прошлом. И для большинства это экзотическая и малопонятная тема. И вот, раскрывая эту тему шире, Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» в крупнейшей социальной сети Фейсбук в режиме арцахлайн задал вопросы практикующему шаману Тарасу Журба, целителю, астрологу, автору и ведущему семинаров по философии шаманизма, теории первоэлементов и астрологии Зурха, кандидату философских наук.
Арам Аствацатуров: Здравствуйте Тарас, благодарю за принятие приглашения в наш Виртуальный Клуб и согласие ответить на вопросы о шаманизме в России.
С каких времен и как шаманизм начал появляться на территории от Камчатки и до Балтики?
Тарас Журба: Спасибо за приглашение, Арам. Шаманизм рассматривает себя как примордиальную духовную традицию, из которой в дальнейшем появились на свет мировые религии. История шаманизма, или правильнее сказать, Веры Вечного Неба, начинается в предыдущем историческом периоде, в Гиперборее. Об этом периоде у нас мало исторических данных. Можно говорить достаточно уверенно, еще 20 тысяч лет назад шаманизм был основным мировоззрением народов, населяющих Евразию на территориях "от Владивостока до Лиссабона".
Никита Рысаков: В чём заключаются различия между направлениями шаманизма?
Тарас Журба: Существует множество направлений, многие из которых на сегодняшний день даже не поддерживают связи друг с другом, считая себя достоянием отдельной ограниченной этнической группы. По этой причине мне трудно сравнивать разные версии шаманизма с этнографической позиции. С моей точки зрения, фундаментальным различием в шаманской практике является представление о белом и черном шаманизме. Их можно назвать как Трудный и Легкий Путь. В случае с Белым шаманизмом шаман приобретает энергию, необходимую для практики, посредством собственных настойчивых усилий. Он общается с духами как с равными, будучи субъектом этого взаимодействия. Его жертвоприношение Небесам - это его служение, его труд, его усилия, аскеза, дисциплина, самоограничение и самопожертвование как идеал. В случае с Черным - шаман выступает как бессубъектный проводник воли духов. Он просто предоставляет им свое тело в качестве инструмента их проявления в нашем мире. Он не может с ними общаться на равных, они говорят и действуют через его тело помимо его воли. Его жертвой небесам являются заклание животных, алкоголь и т.д. В первом случае преобладающей тенденцией является обращение к духам - небесным воинам. Во втором случае, скорее, к духам мертвых, к демонам.
Артем Скорлупкин: Уважаемый Тарас, как сейчас обстоят дела с шаманизмом, и как шаманизм развивается в России?
Тарас Журба: Развивается в настоящее время в России шаманизм по двум основным путям. В одном случае - это попытки изучения реальной многотысячелетней традиции, следование ей на основе инициаций, полученных от уполномоченного на это мастера. Во втором случае - это "художественная самодеятельность", "новодел", и в конце концов, профанация. Яркой иллюстрацией такой профанации являются "выборы Верховного Шамана России".
Артем Скорлупкин: Вы в своём комментарии упомянули о такой профанации в российском шаманстве, как "выборы верховного шамана России". Расскажите, пожалуйста, а что это за история такая т.н. "выборами верховного шамана России"?
Тарас Журба: Многоуважаемый Артем. "Выборы Верховного шамана России" - это, когда несколько граждан от лица несуществующего органа (единой централизованной организации) выбирают несуществующую должность. Шаманизм в принципе не предполагает должностной иерархии - высших и низших чинов. Предполагается, что каждый человек имеет связь с Вечным Небом без посредников. эта связь постигается человеком посредством разума и интуиции, а не посредством приказа. В Шаманизме есть духовные Учителя и ученики, но, нет начальников и подчиненных.
Артем Скорлупкин: А как вы решили стать шаманом? И еще, а что такое астрология Зурха? И Что посоветуете почитать по шаманизму?
Тарас Журба: Шаманом невозможно стать исключительно по собственному желанию. Можно только по решению духов, которые выбирают человека. Астрология Зурха и сама традиция шаманизма излагается в моей книге "Шаманизм. Введение в традицию. Москва, 2019, изд-во Велигор"
Арам Аствацатуров: Присутствуют ли шаманы в странах бывшего СССР.. на Кавказе и если да, то поддерживаете ли вы с ними контакты?
Тарас Журба: Шаманы в странах бывшего СССР присутствуют. Мне известны такие прежде всего в Казахстане, на Украине и в Беларуси. Коренные нарды Кавказа также изначально шаманисты. Это наглядно прослеживается во всех дошедших до нас культурно-бытовых элементах, содержащих скифские мировоззренческие паттерны. к сожалению, с современными кавказскими шаманами я не знаком.
Арам Аствацатуров: Тарас , как строятся отношения шаманов с христианами, мусульманами, иудеями?
Тарас Журба: Отношения с представителями авраамических религий у шаманов складываются хорошо. Многие представители христианства, мусульманства и иудаизма получили посвящение у нашего Учителя Т.Б. Кунга. Они сделали это потому, что посчитали, что изначальной формой почитания Небесного Отца, и соответственно, мировоззренческим началом их вероучений является культ Тенгри.
Арам Аствацатуров: Тарас, а присутствует ли в шаманизме миссионерство?
Тарас Журба: Миссионерство, как форма пропаганды монополии на Истину отдельно взятого учения в шаманизме отсутствует. Прозелитизм не присущ Вере Вечного Неба. Бог один, люди разные. Поэтому существуют разные Пути к Нему. Мы никого не тащим в шаманизм, подразумевая, что это учение более мудрое, чем другие. Тем не менее, если у кого-то возникает серьезный обоснованный интерес к нашей традиции, то постараемся его удовлетворить.
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»,
https://www.facebook.com/groups/270147343161057/
Фейсбук, апрель 2019 год.
По всем вопросам, предложениям можно обращаться через электронную почту
[email protected]
Комментарии