В регионах

Нейминг по-тувински, или Крем для ног имени республики

  • 10:34 / 19.11.2016
  • Текст: Саяна Монгуш

Что такое Тува? Это степи, омытые солнцем, горных речек разлив и дремучих лесов океан,
синеватые дали и гор многоцветные кольца, зной песков раскаленных и снежная стужа Саян…
(А. Емельянов)


На рынке средств ухода за телом неожиданно появилась линейка с названием TUVA. Я увидела иронические комментарии под снимком крема для ног у знакомого в социальной сети. Не стану вдаваться в подробности, но кратко изложу, как наше многолетнее знакомство с этим человеком, кстати археологом, имеющим  прямое отношение к открытию скифского кургана «Аржаан-2» в Туве, на этом прекратилось. 
Уточнение профессии и отношения к Туве данного лица не случайно. Естественный интерес местного населения к истории, к археологическим памятникам на своей территории, почему-то всегда воспринимался археологами с напряжением. Как  конкуренция  права на память и наследование. В  их картине  мира, поддерживаемой отчасти научными данными, современные тувинцы никак не вписывались в рольнаследников скифов и гуннов, чьи погребения щедро рассыпаны по территории Тувы. И при возникновении дискуссий, например, требований прекратить или ограничить раскопки там, где они не нуждаются в охране (если  нет угрозы разрушения памятника),  неизбежно раздаются эпитеты про «дикарей»,  не имеющих никакого отношения к истории раннего средневековья, когда великолепная цивилизация пришлых народов прошла по Туве,  а местные  невежды беспокоят ученых  требованиями «не беспокоить мать Землю и оставить в покое останки наших предков».  
Вместо просветительской работы, которой худо-бедно попутно занимались советские археологи, привлекая к работе и сельскую администрацию и школьников, сегодня психологическая санитарная зона свой-чужой держит местное население на расстоянии от мест раскопок. Плохо скрываемое высокомерие ученых переносится и на отношение к Туве в целом. Как к любимому месту работы, но по-возможности избавленному от  тувинского населения и желательно без вынужденной необходимости с ним контактировать.  

Поэтому появление крема для ног и рук, скраба для тела «TUVA» с ироническими замечаниями приказало и нашей онлайн дружбе  долго жить. Я своими комментариями напомнила археологу о болезненной теме, возможно  о претензиях тувинцев на роль «наследников» археологических памятников, спорах республики с Эрмитажем по поводу хранения находок.  Он не вынес  моего упоминания про ряд международных документов, запрещающих коммерческое использование географических названий,  этнонимов, топонимов, названий стран, их гербов, флагов, символов. Такие ограничения, касаются товарных знаков и марок использующих памятники истории и культуры
Казалось бы (на чужой взгляд) сидеть тувинцам да радоваться, что кто-то в мире взялся их, как сейчас говорят «раскручивать».  Нет ведь большой разницы «крем для ног» или  «прокладки для женщин»,  главное, что  все называется TUVA и туземцам бы надо только приветствовать, что их упоминают. Примерно вот в таком ключе шел спор. 
Мое письменное обращение к главе правительства республики и к производителям продукции  под названием крем для ног «TUVA»  до сих пор без ответа. И можно было мне сразу догадаться, что ни один бизнесмен не зайдет на рынок региона без согласования неизбежно возникающих вопросов.  Полагать, что кто-то способен додуматься использовать название республики в коммерческих целях  без консультаций - нет оснований. Я терпеливо жду реакции официально Тувы и в этом ожидании  припоминаю, что именно нам (стажерам программы ООН для представителей коренных малочисленных народов) говорили и показывали  в связи с защитой  «генетических ресурсов» и «интеллектуальной собственности» как сотрудники ВОИС (организации всемирной охраны интеллектуальной собственности), так  коллеги из разных стран, уже имеющие опыты судебных исков на международном уровне. 
Судебные споры касаются и рецептов целебных мазей, составов трав, шаманских практик, уникальных способов изготовления чего-либо, фольклорного наследия  - все охраняется международными конвенциями, а национальное законодательство государств дублирует те же положения ВОИС. 
В международном праве  есть еще понятие «биопиратство».  Оно было вызвано необходимостью защиты коренными народами своих традиционных знаний, используемых без отсылок к первоисточнику и эксплуатацией сложившегося образа.  По мнению представителей коренных народов «Лживые заявления о "изобретении" того или иного нового метода, на самом деле известного с глубокой древности, позволяют лишать подлинных изобретателей по праву причитающейся им доли местного и мирового рынка. Это, по сути  «патентование нашей обыденной жизни, застающее многих людей врасплох» - считают в ВОИС. Свои потери от биопиратства Бразилия, например, оценивает ежегодно в $9 млн. 

Что касается крема для ног « TUVA», то у тувинцев (и родственных ему по вере народов) существует понятие хей-аът, "Лунг та" у тибетцев, конь ветра в прямом значении, дух народа, его внутренняя энергия. Именно поэтому флажки  "хей аът" развешиваются на перевалах, высоко в горах, в чистом месте обдуваемом ветрами. Считается, что чистый ветер вершин наполняет жизненной силой хей-аът дух народа. 
Когда название вашей родины используется в банях, массажных салонах, валяется  под ногами в виде выжатого и выброшенного тюбика в нечистотах - хорошего тут мало. Даже если вы атеист и ни разу не язычник и даже не буддист, зрелище затоптанной родины в виде крема не прибавит вам гордости. 

До появления на рынке крема для ног (реализуемого еще и на экспорт), слово TUVA ассоциировалась в мире только с антропологией и культурой, для кого-то с  поющими горлом людьми и  дисками на которых написано  «хоомей», для кого-то с редкими марками или исследованиями про экзотических шаманов. Теперь этот необычный образ будет вытесняться сугубо потребительской оценкой товара и оставленным им впечатлением. Если вдруг покупатель останется недоволен качеством,  подаст он в суд или будет использовать в частном общении слово «TUVA»,  оно обречено фигурировать в связи с кремами для ног и скрабами для тела. Это прямые репутационные потери для целой республики и проживающего здесь народа. 

Можем ли мы ждать появления крема для выведения прыщей "Чечня"? Согласится ли с этим Чеченская республика? А с депилятором "Бурятия" на тюбике с изображением бритой голове монаха-ламы? Устроит ли крем от перхоти "Башкортостан" башкир? Освежитель рта "Саха-Якутия" население республики? Как отнесутся к освежителю стелек для обуви "Татарстан" татары? К суперувлажняющему гелю для интимной смазки "Алтай" алтайцы? К бальзаму для суставов "Калмыкия" калмыки, изображенные на конях? Мазь от опрелостей "Чувашия" на фоне разнотравья? 

Кстати, название «Алтай» с облепихой как крем  и «Камчатка» в виде дезодоранта уже используется этим же производителем. И можно было бы только порадоваться амбициозным планам ООО Натура Сиберика, если бы у них хватило такта и ума, узнать мнение населения регионов, готовы ли  народы проживающие в них к тому, что окажутся жителями республики гордящейся кремом для ног, а не своими музыкантами например. Ну или даже земляком министром обороны страны.  Ведь так можно и для нужд армии много чего придумать. Гель для мозолей «Шойгу» например? Нет?
Почему же при понимании, где проходит граница дозволенного, что есть порог, за которым креативные ходы непременно приведут к суду, бизнесмены без стеснения используют название целого национального региона для своей коммерческой выгоды?
Отсылки, что Тува это не Tuva, как мне возражал археолог, охотно использовавший бы и туалетную бумагу с таким названием, особенно, если бы на ней было выведено  в виде узоров слово «тувинцы» - несостоятельны.
Федеральный Закон  "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"  в статье 6 об  «Абсолютных основаниях для отказа в регистрации» как и международное законодательство не допускает использование государственной символики, включая название государства. Не регистрируются в качестве товарных знаков  известные на территории государства фирменные наименования, названия известных произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты (без согласия обладателя авторского права или его правопреемников); фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений те, что способны ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, как и противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В комментарии к закону отмечено, что «противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали знаки называют также "скандальными". Для осуществления правильной оценки таких обозначений учитываются особенности восприятия их потребителями. Например, чувства христиан могут быть оскорблены регистрацией обозначения "Вознесение" для товара "контрацептивные средства". Оценка во многом связана как с общепринятыми мировыми стандартами морали, так и национальными традициями и культурой.
Оскорбительными могут быть, например, карикатурные, непристойные изображения товарного знака. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений особо ценных объектов культурного наследия народов России, всемирного культурного или природного наследия».

Международные нормы http://www.wipo.int/export/sites/www/sct/ru/meetings/pdf/wipo_strad_inf_7.pdf говорят о том же «Даже если  терминология не указывает прямо на название, но  интерпретируются как  название государства, установлен  абсолютный запрет на регистрацию товарных знаков, состоящих из названий стран или содержащих их, за исключением случаев, когда заявитель предъявляет доказательство получения разрешения соответствующих органов. Но даже при наличии разрешения, товарный знак должен рассматриваться с точки зрения других оснований для отказа, предусмотренных в национальном законодательстве, как, например, соответствие нормам государственной политики или морали».

По-моему, до акции протестов против этих товаров или судебных исков, производителю разумнее всего будет переименовать линейку, дерзко названную «ТUVA». Я бы предложила объявить в республике конкурс, найти цивилизованный подход к неймингу, потому что то пренебрежение, с каким отнеслись к каждому живущему в Туве, полагая, что можно с ходу  использовать название чужой родины под  крем для ног (или под бальзам от перхоти), даже если получено одобрение высшего должностного лица,  это с обеих сторон либо незнание законов, либо излишняя самоуверенность, что никого не украшает, а особенно  бизнес, пытающийся пустить в Туве корни и извлечь максимум прибыли. При глухом сопротивлении населения, не согласного торговать именем родины в косметических салонах и бане, можно прогнозировать, что с прибылью будут сложности. 

Я вспоминаю, как лет пятнадцать  назад, одна такая же предприимчивая женщина, взяв в аренду пустующее помещение театра, открыла в нем китайский ресторан. И все бы ничего, готовили там неплохо, необычно для людей привыкших к советским котлетам, место стало популярным, но вздумалось владелице развешивать там огромные китайские, красные  фонари  и иероглифы. Я долго с ней публично дискутировала, пытаясь доказать, что Национальный театр - это не +китайская кухня сбоку с фонарями. К обоюдному облегчению все накрылось мутной волной рейдерских захватов, а там и законы изменились в отношении госимущества. Но насмешка судьбы в том, что эта дама впоследствии стала работать директором этого же театра. Но недолго. Хотя успела понять, надеюсь успела, что  прибыль не самое главное и если между выгодой и разумом выбирать первое, то можешь проиграть. Ну просто потому что не все измеряется деньгами. Нас убеждаю что все, а жизнь доказывает обратное. И для долгосрочной перспективы лучше придерживаться, особенно в бизнесе, уважения к мнению невидимой, но огромной силы называемой  народом с его культурой, памятью, традициями, обычаями. Выгоднее дружить с этим народом, а не пытаться разговаривать, ломая через колено и  размахивая деньгами.