«Мама, помоги, он его задушит!». В Якутске подростков обвиняют в нападении на полицейских
В Якутске подростков пытаются обвинить в сопротивлении полицейским. Им грозит уголовная статья за то, что они якобы чуть ли не избили сотрудника полиции, набросившись на него втроем. Между тем у нас есть основания полагать, что все было не совсем так. Вернее, совсем не так.
Это случилось 22 июня. В тот вечер три подростка Илья Д., и Саша С. и Данил И. собрались во дворе дома на улице Короленко, 21/1: в этом доме живет Илья, окна и балкон его квартиры выходят во двор.
Рассказывает свидетельница произошедшего, мама Ильи Оксана С.:
- Мой сын и два его друга сидели возле нашего дома. Около девяти часов вечера я услышала крики Ильи. «Мама, помоги!», - кричал он. Я выскочила на балкон и увидела, как одетый в форму сотрудника полиции человек душит Данила. Рядом с ними стоят ещё два человека, один одет в гражданскую одежду, но в зеленом жилете, другой в форме полицейского.
Я закричала с балкона: «Что вы делаете?! Они же несовершеннолетние!». Сотрудник полиции (как позже выяснилось, Заиграев А.И.) явно слышал меня, но продолжал душить подростка. В квартиру забежал мой сын Илья, он был в панике и кричал: «Мама, давай быстрее! Он его задушит!».
Я побежала следом за сыном, но открыть домофонную дверь не смогла: она была подперта чем-то или кем-то с той стороны. Я услышала по ту сторону двери звуки борьбы и мат взрослого мужчины. Кое-как, с усилиями мне всё же удалось открыть дверь. Что я увидела? В тамбуре на полу лежал Данил, а на нём сверху всё тот же сотрудник полиции, он снова душил мальчика! Мой сын кричал: «Отпустите его! Вы его задушите! Мама, что он делает?!»
Я влезла между мальчиком и человеком в форме, преградив последнему путь в наш подъезд, мой сын помог другу подняться, и я им сказала бежать к нам домой.
"Я пристрелю твоих собак!"
Дети зашли к нам в квартиру, Оксана следом за ними, а за ними - всё тот же человек в форме. Зайдя в квартиру, Оксана закрыла за собой дверь. Но он стал стучать так, словно хотел выбить дверь. Удары были настолько сильными, что в квартире посыпалась штукатурка.
У Оксаны живут три взрослые собаки породы восточно-европейская овчарка (служебные), они начали лаять. Им была дана команда "лежать". Когда супруг Оксаны открыл дверь, на пороге стоял всё тот же "человек в форме". На вопрос, что случилось, этот человек со словами "сейчас сука узнаешь!» попытался вытащить мужчину из квартиры. Попытка не удалась, и тогда он решил сам войти к нам в жилище. Оксана встала на пороге и сказала, что он не имеет никакого права входить. В ответ сотрудник заявил, что у него есть полное на это право, и буквально затеял борьбу.
Крики и толкания услышали собаки, они «включились» на охрану, вышли из кухни и стали рычать на чужака, предупреждая таким образом, что не пустят его в квартиру. Услышав рычание собак, сотрудник достал из кобуры пистолет и начал кричать, что пристрелит собак.
Электрошокер для подростка
К этому времени к квартире подошли другие сотрудники полиции, человек десять. После разговора с одним из них Оксана с Ильей и его другом проехала во 2-й отдел полиции для дальнейшего выяснения обстоятельств. Как оказалось, этой же машиной был доставлен ещё один несовершеннолетний, Саша С., которого усадили в отделение для задержанных – так называемую "кондейку". К подростку был применен электрошокер, от которого у мальчика остались следы.
- Когда нас доставили в отдел полиции, мы вышли из машины и спокойно пошли в здание - впереди шёл мой сын, я следом за ним, - продолжает Оксана. - Между нами втиснулся сотрудник полиции и стал "толкать" моего сына в спину резиновой палкой. Я возмутилась этим. Сотрудник в ответ на это сказал сыну: «Будешь "п…еть", опять шокером получишь». Вот так разговаривают с детьми наши полицейские!
Я зашла в отдел полиции вместе с детьми, но когда подъехала мать одного из детей, я вышла на улицу, чтобы её встретить. Обратно к детям нас не пустили. Они просидели в отделении для задержанных более часа, туда входили разные сотрудники. Как я поняла, был вызван начальник 2 ОП, который с нами не обмолвился даже словом. Дежурный следователь СУ СК и человек в гражданской одежде, который представился врио комбатальона ППС, но в данный момент "был не при исполнении" - так он выразился... Тем не менее он заходил в помещение для задержанных, где находились наши дети, и там же всё это время находился тот самый "сотрудник" полиции, который, по моему мнению, превысил свои должностные полномочия.
В отделе полиции мамы с детьми так и не увиделись, их туда не пустили. Встретились они только в наркологической клинике в переулке Базовом, куда подростков отправили на медосвидетельствование на предмет алкогольного опьянения. Было установлено, что двое из троих детей находятся в состоянии а/о.
- Нам всем стыдно, мы и дети виноваты, - признает Оксана, - но! Нас и детей должны были привлечь к административной ответственности, а в итоге детей хотят обвинить в сопротивлении полицейским и привлечь к уголовной ответственности. Но я видела все своими глазами и считаю, что это сотрудники превысили свои должностные полномочия.
У нас есть подтверждение нашим словам, во время всего происходящего, а именно задержания наших детей, в наш двор стянулось около восьми автопатрулей полиции, собралась куча зевак. Главными "зеваками" и ценными свидетелями происходящего оказались малолетние дети, которые видели всё своими глазами. Сам факт нападения сотрудника на наших детей они не сняли, но чуть позже об этом друг другу рассказывали, что и засняли на видеокамеру собственных телефонов.
По хорошему, сотрудник полиции, заметив детей при совершении административного правонарушения, должен был сделать замечание, поинтересоваться, где проживают, вызвать родителей, а затем составить протокол об административном правонарушении на месте.
Несовершеннолетние при адмправонарушениях доставляются в отдел полиции только, если не предоставляется возможность установить их личность и нет возможности связаться с родителями. А тут пришли, увидели и пытались утащить, несмотря на то, что родители кричат с балкона!
Как добыты показания свидетелей
Как говорит Оксана, вместе с ними в отдел полиции также были доставлены ещё трое парней, это знакомые ее сыновей, которые раньше проживали с ними в одном дворе. Ребята уже совершеннолетние, документов у них при себе не было (об этом она спросила у них лично, пока следовали в ОП), не с лучшей репутацией по ПДН.
Она попыталась дозвониться до мамы одного из них, но не смогла. Когда Оксана с детьми выехала в сторону наркологии, это было уже около 23.15, парни еще оставались в отделе. Их отпустили около трех часов ночи.
Позже она узнала, что эти ребята дали объяснения сотрудникам полиции о том, что несовершеннолетние Илья, Данил и Саша совершили нападение на сотрудников ППС. Только вот показания были составлены настолько грамотно и как под копирку, что невольно возникает вопрос: каким образом были добыты эти показания, законным ли способом?
А на следующий день произошел еще один весьма странный инцидент. У брата Ильи есть мопед, он стоит рядом с подъездом. Около восьми часов он увидел, что на мопеде сидит незнакомый человек и что-то пишет.
На вопросы, кто он такой и что делает, сидя на чужом мопеде, тот ответил, что является сотрудником полиции. Удостоверение при этом он не предъявил. Рядом с ними стоял уже знакомый подросткам Заиграев. Сотрудники, как было замечено, проводили «следственные действия», выясняли, кто, как и где напал на Заиграева.
Сейчас, по словам Оксаны и двух других мам подростков, за ними ведется тотальный контроль. Им сказано, что проверки могут быть в любое время дня и ночи.
Мамы подростков написали жалобы на действия сотрудников полиции в МВД и следственное управление СК. Мы также направили свой запрос в СУ СК Якутии. Ждем ответа.
Мы будем следить за развитием ситуации.
Марина Сантаева