Афанасий Максимов: "У меня нет ни злости, ни ненависти"
В первый же день после своего освобождения из тюрьмы Афанасий Максимов громко заявил, что намерен принять участие в выборах всех уровней. Ему тут же возразили: с судимостью, мол, никакие выборы не светят.
В интервью Storm24 Максимов ответил на этот вопрос все так же утвердительно: на выборы иду, несмотря ни на что. А заодно рассказал о своем уголовном деле, по которому, он уверен, все равно будет оправдание, а также о друзьях и "списке Максимова", в который вошли 30 человек.
Интересно, что это интервью с Афанасием Максимовым выходит ровно через пять лет после его первого ареста, который произошёл 12 декабря 2011 года.
Личную жизнь не комментирую
- Афанасий Николаевич, прошел почти месяц со дня вашего освобождения. Вас не слышно-не видно. Чем вы сейчас занимаетесь?
– Пока отдыхаю со своей семьей.
- У вас бизнес?
– Нет, бизнеса у меня, кроме участия в фермерских делах моих братьев, нет.
- На что же вы сейчас существуете, ведь фактически вы безработный?
- Живу на старые накопления.
- А ваша семья? Чем занята сейчас ваша жена?
- Личную семейную жизнь я бы не хотел комментировать. Но скажу, что у нас все хорошо.
"Список Максимова"
- Вы заявили, что будете выдвигаться на выборы всех уровней, начиная от мэра Якутска и заканчивая главой Якутии. Но вам тут же возразили, что судимость, хоть и погашенная, станет препятствием к этому. Так это были просто слова или вы не знали об этом?
- Да, я готовлюсь к выборам и препятствий для этого в самом деле нет. Поясню.
Вы же помните, что нас вначале осудили по трем статьям, из которых была самая тяжкая - это растрата бюджетных средств при строительстве нефтепровода. Также вы помните, что Верховный суд России два раза не согласился с решением якутских судей. Но наши судьи под давлением местных властей тянули время как могли, находили разные юридические тонкости, чтобы меня вновь и вновь посадить.
Скрипя зубами им все же пришлось нас оправдать по растрате и налогам. Остался вексель, которого в природе не существует.
На суде наши адвокаты так и спрашивали: так все-таки Максимов украл вексель или денежные средства?
Обвинение по УПК не допускает неясностей: если вексель, то вексель, это долговая расписка, а если деньги - то деньги. Это разные вещи. Но судьи стояли на своем: Максимов и Ко украли именно такой-то вексель с таким-то номером.
Но открываем уголовное дело и читаем: именно этот вексель был погашен и уничтожен. Выходит нонсенс. Как можно украсть то, чего нет?! А на это ЯТЭК и их “нанятые” следаки, судьи идут, потому что у них денежного ущерба нет.
Или читаем в последнем апелляционном приговоре: Максимов закрыл долг перед банком неликвидным векселем “Якутского технопарка”, чтобы скрыть следы преступления. И снова открываем уголовное дело: вексель “Якутского технопарка” куплен третьей компанией за 52 млн рублей, из которых 28 млн ушли на оплату налогов, остальные на зарплату, оплату подрядчикам и т.д. Как тогда понять, что это за “неликвидный” вексель?
Вся это история с юридической точки зрения просто абсурдна.
Также приговор без всяких оснований изобилует такими оценками, как “недействительный договор”, ”мнимая сделка”, “подставные компании” и т.д.
Этот приговор по сути отменяет Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, ряд ФЗ об АО, ООО и даже Конституцию РФ.
За все это время ими не предоставлено ни одной бумаги о наличии ущерба. А если прочтем постановление судьи Верховного суда РФ Шамова, то никакого мошенничества нет. Но наши судьи особые, видать.
Кстати, недавно в Якутск приезжал с проверкой судья ВС РФ Зыкин, который первый раз рассматривал наше дело в 2012 году и тоже вынес решение в нашу пользу.
Но процедура такова, что все дела окончательно решаются на месте. В нашем случае, наверное, будет исключение, потому что вот так два раза игнорировать решение ВС РФ - это выходящая за все пределы наглость. Выводы, думаю, будут. И не в пользу наших судей.
И еще выяснилось, что были многочисленные подтасовки, подделки. Доцентом МГУ Чекулаевым были, возможно, подделаны протоколы общих собраний, и на основании этого он получил недействительную доверенность, чтобы устранить доказательства, имеющие преюдициальное значение в нашу пользу.
Но дело уже почти два года буксует. Почему? Потому, что его ведут те же люди, которые состряпали на нас дело. Ведь если мы оправдаемся, им ордена и погоны точно не дадут. Тем более за незаконное преследование предпринимателей Путин потребовал ужесточить наказание до 10 лет.
Дело сейчас на контроле Генпрокуратуры, МВД РФ и Администрации Президента России.
Так что, когда я говорю, что собираюсь баллотироваться на ту или иную должность, то не блефую. Наше оправдание - это всего лишь вопрос времени. Думаю, на это понадобится максимум еще полгода. У меня еще будут встречи в МВД, Генпрокуратуре, СК и в Администрации Президента РФ.
Почему вся эта изначально проигрышное дело было затеяно? Не дураки же ведь, все изначально понимали, что состава преступлений нет. Они просто выиграли время, как им кажется, и не пустили меня на ряд выборов: 2011-й - Госдума, 2012-й - мэр Якутска, 2013-й - Ил Тумэн, 2014-й - Ил Дархан, 2016-й - Госдума.
Но отвечать за содеянное всем придется. Это не месть. Я на них зла не держу. Это должностные преступления, и они должны быть наказаны, ибо в противном случае теряет смысл принцип необратимости наказания, справедливости правосудия.
В «список Максимова» входят около 30 человек. Это и эксперты, опера, следаки, судьи и другие должностные лица.
Ил Дархан не должен все решать один
- Но выборы мэра Якутска уже в следующем году. Это уже совсем скоро. Вы успеете подготовиться?
- Насчет выборов мэра посмотрим, кого какая партия или клан выдвинет, там и примем решение. С приходом Эллы Памфиловой ситуация меняется.
Другое дело, что народ уже не верит всем этим выборам. Он устал от постоянных обещаний и обмана.
Мне есть что предложить якутянам. Я еще из заключения написал основные свои тезисы. Но первостепенная задача - это восстановление конституционного строя в республике. Все ветви власти должны быть независимы друг от друга. Ил Дархан не должен все один решать, топтать ногами, шантажировать народных депутатов. Ведь он им подотчетен. А у нас что происходит?
Вот пример продажи и использования денег от 7% акций АЛРОСА. В 2013 году (я был на той сессии) Егор Борисов, получая разрешения у Ил Тумэна, нагло обманул депутатов. Речь шла о продаже, и все мы были уверены, что деньги попадут в бюджет, как того требует закон, и прозрачно будут распределены. А он вместо продажи, в тиши кабинетов, произвел отчуждение акций в пользу третьего юрлица, назначил туда единоличным исполнителем свою помощницу и все. Вроде закон не нарушен, но, на мой взгляд, коррупционная составляющая все же есть.
Вы ведь все сами прекрасно знаете и видите – или, вернее, не видите, как и куда использовались эти деньги? Это решает у нас один глава. Так быть не должно. Если хотели положить в кубышку, не тратя на текущие нужды, то ничего не мешает через Ил Тумэн создать внебюджетный фонд. И он должен быть прозрачным, а решения - коллегиальными. Ведь это народное добро, а не карман Егора Борисова.
Также мы до сих пор не знаем, куда и как использовались деньги «Якутугля». Есть много тонкостей в этих делах.
Например, совершив отчуждение в пользу РИК+ 7% акций АЛРОСА, мы заплатили налог 400 млн руб. А это как минимум целая школа. На ту же инклюзивную школу в Якутска, на которую после всех этих скандалов денег не оказалось. А попади деньги в бюджет, то эти 400 млн рублей мы бы не потеряли.
Также есть такие тонкости, как и где, и под какие проценты держат эти деньги. Все это происходит непрозрачно. Есть золотое правило: деньги должны принести деньги. Так оно и происходит. Но мы с вами не знаем, в чей карман они идут. Повторюсь, так не должно быть.
И вот теперь заговорили о продаже 10% акций «АЛРОСА Нюрба». Я считаю, что при существующем строе никак нельзя на это идти.
Да вообще, пришло время собирать камни, а не разбрасывать. Нужно грамотно управлять акциями. Они должны работать на благо всех якутян, а не отдельных тойонов. Пора все это прекратить.
«Зла ни на кого не держу»
- Ваши коллеги – депутаты Гордумы не лишили вас мандата, несмотря на вступление в силу обвинительного приговора. В свое время точно так же не были лишены мандатов осужденные депутаты Ил Тумэна Николай Соломов, Владимир Федоров, Игорь Корнев, Юрий Михайлов. У вас есть принципиальное мнение по этому вопросу?
- Насчет судимых депутатов у меня мнение одно: они должны сложить полномочия. Закон для всех един. Иначе получится анархия.
- Ваша судимость повлияла на круг ваших друзей? Он наверняка уменьшился?
- Друзья познаются в беде. Есть и те, кто предал, но зато круг друзей стал крепче. Зато стало ясно, кто есть кто.
- И как вы к этому отнеслись?
- Нормально. Я вообще к жизни стал относиться спокойно. Я вообще считаю, что тюрьма мне пошла только на пользу. То, что нас не убивает, делает нас только сильнее.
- А с нынешними политиками вы продолжали общаться? С кем сейчас поддерживаете отношения?
- Я со многими политиками общаюсь. Я не надуваю щеки, как некоторые. Вот, например, мы в Москву летели вместе с Василием Грабцевичем, спокойно пили с ним чай, улыбались, смеялись, вспоминали лихие дни.
Я вообще готов встретиться со всеми: со Штыровым, Борисовым и другими. Я зла на них не держу. Ошибаться может каждый.
Но в то же время и забывать ничего я не собираюсь. Все должно быть в рамках закона и человеческой порядочности. Не люблю юлить, обманывать, врать с детства.
- А ваши собственные взгляды на жизнь поменялись?
- Взгляды мои, может, немного и поменялись, но ценности - нет.
- Думаете ли вы накануне выборов вступить в какую-нибудь партию?
- Не вижу в этом смысла, но ради интересов республики буду сотрудничать со всеми.
- Итак, совсем скоро вы намерены вновь громко заявить о себе?
- О себе заявить? По-моему это лишнее. Я и так есть, и остаток жизни хочу посвятить процветанию и возрождению своего народа.