"Внезапная смерть – не милость, а наказание" – владыка Роман
Это продолжение нашего разговора с архиепископом Якутским и Ленским Романом на "вечную тему", которое было опубликовано в газете "Наше Время" и на сайте NVpress.ru.
Известие о том, что моей хорошей знакомой, еще совсем молодой женщине, врачи поставили диагноз «рак», стало для нас, ее друзей, громом среди ясного неба. Наша Оля - вечная оптимистка, спортсменка, ведущая правильный и здоровый образ жизни, и вдруг – это… За что, почему, откуда взялась эта болезнь? Мы пытались найти ответы на эти вопросы и, конечно, не находили. Просто потому, что их нет и быть не может.
Незадолго до этого мы говорили о смерти и правильном отношении к ней с архиепископом Якутским и Ленским Романом. Новость о болезни подруги заставила еще раз обратиться к этой теме. И первым делом я спросила о том, как относиться к этому, ведь все изменилось в один миг, и теперь здоровый человек – это неизлечимо больной. Как с ним теперь общаться, как не впасть в нарочитую веселость, словно ничего не произошло, или, наоборот, в преждевременный траур?
Говорить с больным честно, - ответил владыка Роман, - ни в коем случае не играть, а подходить с таким настроением, которое мы испытываем.
Никто из живущих на земле не избегал и не избежит болезней, с другой стороны – это всегда такое таинственное явление, о причинах которого можно бесконечно долго рассуждать. А такие неразгаданные заболевания, как онкология, вообще страшно пугают.
В первую очередь я бы посоветовал заболевшему не позволять себе замкнуться на этой проблеме. Если произойдет замыкание, считай – болезнь сразу победила. И даже не столько болезнь, сколько лукавые и темные силы, которые через наши грешные деяния помогают нам эти болезни найти и погубить нас. Это я говорю как священник.
Первое, что следует сделать больному и окружающим его людям – это обратиться к Богу. Поезжайте к Спиридону Тримифунтскому, к Матроне Московской – и вы увидите сотни, тысячи свидетельств благодарностей от людей, получивших в своей молитве к этим святым просимое исцеление.
Почему получают одни и не получают другие? Сложный вопрос. Видимо, одни сильнее, усерднее молятся. У них больше веры, о которой Христос сказал, что, веря, можно и горы переставлять.
Болезнь друга - это возможность для близких проявить через помощь ему свою человечность, ведь кто знает, что ждет нас самих. Можно помочь деньгами, ведь болезнь скорее всего потребует дорогостоящего лечения. В любом случае, я уверен, что этот шаг поможет человеку осознать, что он не один.
- Насколько честно нужно говорить с человеком о том, что его ожидает?
- Но мы не знаем, что его ожидает. Мы должны, не играя, но поддерживая человека, все же вселять надежду, что милость Божия и искусство врачей помогут. Не случайно Господь дает нам земных врачей и условия, чтобы лечиться. Надо говорить с больным честно. Так, как общаешься с человеком всегда. Такой честный разговор возможен, только если там будет присутствовать вера в Бога, в Божественную помощь.
- А если человек неверующий?
- Парадоксально, но огромное число людей, которые были неверующими до болезни, пришли к вере во время нее. Во время болезни приходит осмысление всей жизни. До начала болезни ритм жизни беззаботный, а с нею происходит такая мощная встряска, что человек задумывается: зачем я живу? что дальше? а что, после могильного холма ничего не будет? Вот как раз тут мы, как люди верующие, и должны помочь человеку найти ответы на эти важные вопросы.
Не «за что?», а «для чего?»
- Когда человек заболевает, первым всегда приходит вопрос: за что? Человек пытается найти причину болезни. Психологи называют этот вопрос непродуктивным и неэффективным. Они говорят, что следует искать не причину болезни, а пытаться ответить на вопрос: для чего? Но разве может быть страшная болезнь «для чего-то»? Неужели у болезни есть цель? К какому результату может привести человека поиск ответа на этот вопрос?
- К отрезвлению в духовном смысле. Любая болезнь таинственна и о ее причинах рассуждать действительно невозможно. Но нужно, рассуждая, подумать о том, что если Бог дал это испытание, то он чего-то хочет. Может, он хочет каких-то перемен? Ведь и неверующий понимает, что болезнь – это результат каких-то неправильных действий, нарушений в личной жизни, это расплата. Может, следует сильно исправить свою жизнь, и тогда болезнь уйдет? Даже если убрать религиозный мотив, все равно наверняка стоит об этом задуматься.
- Многие люди боятся болезни из-за мучений и, рассуждая о своей смерти, говорят: если уж умирать, то легко - быстро и сразу, чтобы не мучиться самому и не мучить других.
- Знаете, внезапная смерть в православной традиции вызывала настороженность. «Господи, избавь меня от внезапной смерти» - это одна из красных линий, которая проходит через утренние и вечерние молитвы.
Чем страшна внезапная смерть? Тем, что человек не смог покаяться, не смог произнести слова «Господи, прости меня за мою грешную жизнь». Внезапная смерть страшна тем, что человек не смог подготовиться даже словами, я уж не говорю об исповеди, причастии, примирении с ближними, что немаловажно.
В православной традиции умерших внезапно, неожиданно если и не приравнивали к самоубийцам, то очень сильно о них молились.
Не оставайтесь один на один
- Вы сказали о самоубийцах. Всем известно, что самоубийство – это страшный грех. Как пережить этот момент родным самоубийцы и как продолжать жить после этого?
- Суицид – страшное явление. Не имеет права человек распоряжаться своей жизнью, потому что ее дал ему Бог. Когда человек решает, что он имеет на это право, это откровенное богоборчество. В церкви это один из самых страшных грехов. Самоубийц не хоронили на общем кладбище, не ставили крестов. Это было педагогической мерой для других, чтобы такого не повторялось.
Да, в церковной традиции нет поминовения о самоубийцах, потому что человек сознательно оттолкнул себя от Бога. Но никогда никто не запретит молиться о ребенке родителям, в своей молитве вымаливать его и надеяться, что Господь на их молитву ответит облегчением его участи. Есть в народе такое присловие: молитва матери со дна ада достает.
- Обычно в случае смерти близкого, а тем более, если было самоубийство, родные винят себя. Понятно, что это неправильно. Что же делать?
- Во-первых, опять же ни в коем случае не замыкаться, не оставаться, озлобляясь, один на один с этой проблемой. Умных, хороших, сердечных людей очень много. Это наши родные и близкие, профессионалы-медики, священники, которые всегда готовы к разговору, к участию. Это всегда долгий, тяжелый, больной процесс. Но с помощью Божьей его можно преодолеть. В большей части такое попускается для того, чтобы человек собрал свои силы и переменил вектор своей жизни. Нужно искать соучастия, соприсутствия, содействия ближних.
Мы уже говорили с вами о том, что рассуждение о смерти у нас не здравое: или мы закрываемся от нее, или извращаем ее. Церковь – один из единственных институтов, который помогает сохранить здравомысленное видение и отношение к окружающим вещам, не преломленное через идеологию или какие-то конъюнктуры. Священник поможет человеку, прежде всего, сохранить душевный мир и здравое рассуждение, что очень важно, поможет расставить правильные жизненные приоритеты. И Господь через молитву священника своей благодатью будет направлять и сохранять человека, особенно испытывающего нужду.
- Можно ли смириться с этим?
- Наверное, нет. Но правильно рассуждать – да.
В горе надо быть вместе
- Люди, в общем-то, морально готовы, когда умирает старший родственник, родители, например. Но когда умирает ребенок, это воспринимается как высшая несправедливость. Разве можно понять это и смириться?
- Каждый случай детской смерти, молодой смерти – явление очень индивидуальное, очень печальное. Когда такое происходит, очень часто родители озлобляются.
Я бы посоветовал искать корни этого в наших собственных ошибках. Ведь нередко родительская любовь так заслоняет объективное восприятие ребенка, что взрослые не видят опасности. Вот посмотрите, алкоголики – это обычно люди низкого социального уровня. А наркоманы? Часто это дети богатых родителей. Вот отсюда корни и растут. Если бы, может, пожестче за ребенка взяться и пораньше, то многого и не было бы... Но, повторюсь, каждый случай очень индивидуален.
Сейчас стали много говорить о том, как защитить детей от родительского произвола, а вот о правильном воспитании почему-то не говорят. А ведь воспитание подразумевает и кнут, и пряник. Говорю не для того, чтобы люди, потерявшие детей, занимались самоедством и убивались еще больше. Напротив – это должно подвигнуть их к родительской молитве. Уж коли произошло так промыслом Божиим, давайте не убиваться, не искать виновных, а молиться и раскаиваться, чтобы Господь через нашу молитву облегчил участь того человека, который перешел от земной жизни в вечность.
Я имел большой опыт видения людей, которые потеряли своих детей, родных. Если они потом всю эту печаль, боль и переживания разделяют с церковью, с молитвой, то дальнейшее восстановление их сил происходит легче. И напротив – если люди замыкаются в себе или начинают виноватых искать, это заканчивается плохими последствиями. Надо молиться. Надо быть вместе.
Совесть – это голос Божий
- Владыка, скажите, вот ведь отношение к смерти у всех разное, но все же почти у всех она вызывает леденящий душу страх. Почему?
- У всех разная мировоззренческая нагрузка. И вероучительная в том числе. Ну вот, предположим, ребенок спрашивает после смерти бабушки: а где моя бабушка? Можно, конечно, ему показать, как ее похоронили, как закапывали могилу, но для слишком маленького человека это может стать травмой. А еще можно после отпевания можно показать ему икону святителя Николая Чудотворца и сказать: вот святитель Николай, знаешь его? Знаешь, где он живет? На небе. И наша бабушка ушла туда же, на небо. Должен быть посыл туда, в вечность. И тогда не будет этого леденящего душу страха от погребения. Бабушка была такой же светлой, как святитель Николай, она пошла к нему, она исполнила свое предназначение. Здесь нет ничего леденящего душу, и здесь нет вранья, это очень честный и правильный разговор. Поэтому еще и еще раз повторю: если каждый человек будет рассматривать свою жизнь в контексте вечности, то и к смерти в том числе будет более здравое и мудрое отношение. Как к естественному пути перехода.
- Так можно ли быть готовым к смерти?
- Самое главное дело – это чистая совесть. Надо стараться жить так, чтобы совесть всегда оставалось чистой, чтобы они ни в чем не обличала. Святые отцы говорят, что совесть – это голос Божий в человеке. Неверующий человек может назвать это по-другому. Но в любом случае совесть – это индикатор праведности нашей жизни, и пусть он будет ориентиром для нас.
А человеку верующему следует почаще вспоминать о том, что Господь все видит, абсолютно все. Начальник может чего-то не заметить, домашние могут не увидеть, но Бог видит все. Значит, и жить нужно так, словно ты ходишь перед Богом, стараясь воздерживаться от всего злого. Мы ведь не знаем, когда произойдет этот переход из жизни земной в жизнь вечную. Значит любой день должен быть прожит как последний.
«Я счастлива жить образцово и просто,
Как солнце, как маятник, как календарь»…
Это Марина Цветаева сказала. Жить образцово и просто…
Начало разговора о смерти можно прочитать здесь.
Фото Правмир.ру