"Дальневосточный гектар" будет предоставлен лишь пяти процентам от общего числа заявок
Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и развитию территорий провела общественную экспертизу законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон № 119-ФЗ о «дальневосточном гектаре» и провела 21 марта 2017 года на площадке Общественной палаты РФ их обсуждение.
Напомним, согласно Федеральному закону № 119-ФЗ, каждый гражданин РФ может получить на безвозмездной основе 1 га земли на Дальнем Востоке. С 1 октября 2016 года заявки на бесплатные земли подавали только жители дальневосточных регионов, с 1 февраля 2017 года такая возможность появилась у всех россиян. Согласно закону, договор о долгосрочной аренде заключается, если участок успешно осваивается в первые пять лет, а через десять лет гектар может быть передан в собственность.
На заседании рассмотрены законопроекты, направленные парламентами Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Проект федерального закона о внесении изменений в закон о «дальневосточном гектаре» Государственное Собрание (Ил Тумэн) при поддержке законодательных собраний Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» направило в Государственную Думу в июне 2016 года, законопроект Магаданской областной Думы, предполагающий разрешение выдавать до 5 га заявителю, поступил в Госдуму в октябре прошлого года. Тогда же в Госдуму свой проект закона, запрещающий подавать заявку на получение гектара более двух раз и выдавать участки в зонах спецназначения заброшенных поселков — на кладбищах, свалках, скотомогильниках, внёс сенатор от Магаданской области Анатолий Широков.
На слушаниях Общественной палаты РФ поправки Якутии представил заместитель руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Москве Александр Зыков. Александр Викторович рассказал пресс-службе Ил Тумэна об обсуждении проекта федерального закона, инициированного парламентом Якутии.
Заместитель руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Москве Александр Зыков:
«На заседании отмечено, что на все три законопроекта получено отрицательное заключение Правительства РФ. Так, начальник отдела Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России М.О. Стелькин в своем выступлении отметил, что Минприроды РФ не поддерживает законопроекты. Юрист Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Минвостокразвития России Д.С. Дегтяренко считает, что данное регионам право распределять участки большей площади приведёт к коррупции и делению просителей на первый и второй сорт, а ценз осёдлости противоречит целям программы «дальневосточного гектара».
Начальник отдела государственной земельной политики Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Р.В. Шуранов считает, что действующим законодательством предусмотрены механизмы, когда региональные власти могут выделять в безвозмездное пользование земельные участки, если фермерам необходимо расширение земельных площадей. Консультант отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России П.В. Сизинцев указал на то что, ограничение на подачу заявок нарушает базовый принцип предоставления россиянам гектара дальневосточных земель. Между тем, председатель Совета директоров Союза землеустроителей России Андрей Гуськов посчитал часть предложений рациональной.
Представляя проект закона, инициированный парламентом Якутии, я подчеркнул, что за истёкший период в Республике Саха (Якутия) проведена масштабная работа, республику относят в число лидеров среди субъектов ДФО по реализации данного закона. Обсуждаемая законодательная инициатива была внесена Государственным Собранием (Ил Тумэн) в целях учёта мнения населения, обеспечения прозрачности и публичности принятия решений при предоставлении земельных участков, создания оптимальных условий для правоприменительной деятельности. Учитывая временной интервал, отдельные предложения требуют уточнения, часть предложений Ил Тумэна уже учтена в принятых в декабре 2016 года поправках к Федеральному закону № 119-ФЗ. Также мною отмечено, что ряд поправок, предлагаемых законопроектом, не потерял актуальности.
Прежде всего, остановился на поправке, устанавливающей ценз оседлости. Ил Тумэн предлагает изложить часть 5 статьи 2 Федерального закона в новой редакции с целью усиления мотивации граждан, получивших земельные участки и оформивших соответствующие документы, к переезду на постоянное место жительства в регионы, входящие в состав Дальневосточного федерального округа. Действующая на сегодняшний день норма не обеспечивает реализации основной идеи Федерального закона, состоящей в создании условий для привлечения граждан Российской Федерации в дальневосточные регионы и интенсификации социально-экономического развития дальневосточных регионов. Ведь цель не раздать в ускоренном порядке земельные земли ДФО. Эффективность закона в конечном итоге не в количестве поданных заявок и заключенных договоров, а в реальном привлечении и, главное, в закреплении людей в регионах Дальневосточного федерального округа, чтобы они там работали.
От себя добавлю, что мотивации только бесплатной раздачей земли будет недостаточно. Государству необходимо принять комплекс мер для закрепления на дальневосточных землях, виртуально полученный гектар не освоить. Боюсь, что, если сейчас этот вопрос не проработать, то может сложиться ситуация, когда значительные земельные площади будут просто как минимум на пять лет изъяты из оборота. Для более полного понимания проблемы приведу пример из опыта работы в советский период, когда крупные предприятия содержали штат так называемых «вербовщиков», которые ездили по регионам СССР и заключали договора на работу в районах Крайнего Севера. Но тогда был прописан целый пакет социальных льгот для тех, кто изъявил желание переехать «на Севера»: оплачивался проезд, выплачивались подъёмные, предоставлялось жильё, переехавшие в приоритетном порядке обеспечивались местами в детском саду, в школе, им гарантировалась работа и оговаривались её условия и прочее. Да и уровень заработной платы был существенно выше, чем в других регионах страны. Но даже при такой поддержке практика показала, что данный способ оказывался неэффективным – в течение года оставалось 3-5% от тех, кто приехал.
Считаю, Федеральный закон № 119-ФЗ в своем роде революционным, и при его реализации будут постоянно требоваться нестандартные решения, будут возникать проблемные вопросы. В республике имеется чёткое понимание, что без разносторонней поддержки граждан, освоить полученный «дальневосточный гектар» будет довольно сложно.
Теперь о поправке, согласно которой регион вправе своим законом установить основания и условия предоставления гражданину земельного участка, площадь которого превышает один гектар. В республике проведена работа по научному обоснованию необходимой минимальной площади для возможности безубыточного ведения сельскохозяйственного производства по основным направлениям, приняты соответствующие нормативные и законодательные акты в пределах полномочий субъекта, именно этим продиктованы предложения о дополнительном выделении земельных участков гражданам, которые реализовали права на получение «дальневосточного гектара» и эффективно хозяйствуют. При этом граждане могут получить государственную поддержку в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и ведению сельского хозяйства.
К слову, помимо «дальневосточных гектаров» республика выдаёт «якутские гектары». Соответствующий региональный закон был принят в ноябре 2016 года на XXV (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва под председательством спикера Александра Жиркова. Данным региональным законом устанавливаются предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков для осуществления крестьянским и фермерским хозяйствам их деятельности. К примеру, для растениеводства необходимо будет выделить не менее 1 га, но не более 10% от площади пашни на территории муниципального района или городского округа; для разведения крупного рогатого скота – на 1 условную голову не менее 0,32 га пашни, но не более 10% от площади пашни; не менее 2 га сенокосов, но не более 10% от площади сенокосных угодий; не менее 2 га пастбищ, но не более 10% от площади пастбищ. Также определены площади для коневодства, свиноводства, птицеводства и для пчеловодства.
Как отмечалось выше, часть предложений якутских парламентариев была принята в декабре 2016 года при принятии Федерального закона о внесении изменений в № 119-ФЗ, инициированного сенаторами Совета Федерации, депутатом Государственной Думы Ириной Яровой и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Якутии. Напомню, были приняты поправки об изменениях, направленных на усиление роли органов государственной власти в дальневосточных регионах страны в решении вопросов предоставления земельных участков и закреплении исключительно за гражданами Российской Федерации права получать, передавать и наследовать выделенную бесплатно землю. Согласно принятым поправкам, субъекты Федерации сами определят территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Кроме того, были уточнены сроки передачи информации об изменениях статуса земельных участков и отображения информации в федеральной информационной системе. Одной из задач создания федеральной информационной системы является информационное взаимодействие с регионами и получение соответствующей информации, в том числе с применением электронного документооборота. С 2014 года в Республике Саха (Якутия) используется система геопространственного обеспечения «Инфраструктура пространственных данных Республики Саха (Якутия)». Аналогичные системы функционируют в Камчатском и Приморском краях. Между тем указанные системы не взаимодействуют между собой, что приводит к дополнительным техническим процедурам для передачи информации из одной системы в другую. В целях устранения данного недостатка предлагалось внести изменения в статью 6 Федерального закона, данная поправка поддержана.
Далее остановлюсь на поправках, которые ещё не поддержаны федеральным законодателем. Законом не определён единый орган на распоряжение земельными участками. В Якутии насчитывается 447 уполномоченных органов, такое большое количество осложняет координацию деятельности, направленную на реализацию закона. Этим обосновывается поправка в часть 7 статьи 2 Федерального закона, определяющая уполномоченными органами на уровне местного самоуправления органы муниципальных районов и городских округов.
Кроме того, Ил Тумэн предлагает внести изменение в статью 8 Федерального закона об ограничении видов использования земельного участка из состава земель лесного фонда в части исключения заготовки древесины из перечня видов использования лесов. Это обусловлено тем, что граждане, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены земельные участки, имеют право на вырубку лесных насаждений, находящихся на соответствующих земельных участках, а возможность реализации полученной древесины Федеральный закон не ограничивает.
При этом предусмотренные лесным законодательством требования по охране, защите, воспроизводству лесов, лесному планированию, механизмы контроля за деятельностью лесопользователей не распространяются на владельцев указанных участков. По данной поправке было много обсуждений, главный аргумент заключался в том, что это ограничивает виды деятельности. Кстати, в повестке заседания комиссии Общественной палаты РФ вторым и третьим вопросами вынесена именно эта проблема.
Правительство РФ признало наличие проблемы, выпущено постановление Правительства РФ в январе 2017 года, которое регулирует данный вопрос, готовится еще одно постановление, но и по ним сегодня имеются вопросы. Как пример, далеко не все представляют, что в зоне вечной мерзлоты сплошная вырубка леса и снятие растительного покрова может привести к тому, что через год вся нарушенная площадь превратится в болото. Получатель, конечно, может уехать без последствий, но в части экологии будет нанесён невосполнимый ущерб. Сегодня парламентом республики ведётся разработка проекта федерального закона о вечной мерзлоте, целью которого является минимизация рисков экологического характера при освоении территорий.
Также законопроектом Ил Тумэна предлагалось перенести начало реализации третьего этапа на один год. В настоящее время реализация третьего этапа начата, поправка потеряла актуальность, но причины, по которым предлагалось перенести остались. Это некорректность работы федеральной информационной системы и на её доработку потребуется в лучшем случае ещё несколько месяцев; смещение границ кадастровых кварталов на публичной карте Росреестра (44% всех отказов); отсутствие границ земельных участков в государственном кадастре недвижимости (36,6% всех отказов); отсутствие границ лесных участков в общем доступе на ресурсах Росреестра, являющихся базой для формирования земельных участков (5,3% всех отказов).
При разработке закона и при внесении поправок, обсуждении на различных площадках, неоднократно республику, предлагавшую дать больше времени на подготовку к третьему этапу, обвиняли в попытке затягивании сроков реализации закона, но на практике сложившаяся ситуации наносит значительно больший ущерб и пока трудно спрогнозировать, как скажется на доверии граждан возможные массовые отказы в предоставлении «дальневосточных гектаров» по указанным причинам.
Анализ результатов реализации первых двух этапов Федерального закона № 119-ФЗ показал, что от общего количества поданных заявлений положительно рассмотрено 18%, принято решение о предоставлении 5%, заключено договоров 4,6%. Сегодня результаты оцениваются как положительные, но мы уверены, что, если бы предложения республики были приняты, эффективность была бы значительно выше. Пока фиксируются виртуальные получатели, основная работа по созданию условий для реального освоения полученных участков ещё предстоит, и основная нагрузка ляжет на субъекты и не только в обеспечении инфраструктуры.Границы участков необходимо вынести на местности, выполнить комплекс землеустроительных работ, это требует времени, специалистов и затрат. Из закона следует, что затраты на землеустроительные работы несёт получатель участка, а это несколько десятков тысяч рублей и сегодня об этом заявителей мы не информируем. Учитывая опыт межевания в стране, а также возможное отсутствие опорной геодезической сети, а главное количество земельных участков, следует ожидать, что работа предстоит большая, необходим целый комплекс мероприятий по обеспечению сопровождения данной работы, организационного, информационного, технического характера. Мной предложено расширить информацию для получателей гектара, она должна содержать объективную и по возможности полную информацию о территории, где находится выбранный участок, рекомендации и вопросы, которые предстоит решить, понятный и доступный порядок действий, возможные ограничения природно-климатического характера при освоении гектара и др.
Несмотря на отрицательное заключение Правительства РФ, считаем большую часть поправок актуальными. Работа по принятию поправок, включенных в законопроект и не принятых, будет продолжена».
Пресс-служба Ил Тумэна