"Явно пророссийских кандидатов на этих выборах нет" - эксперт о предстоящих выборах президента Белоруссии
"Явно пророссийских кандидатов на этих выборах нет", - говорит Артем Агафонов, Председатель Оргкомитета Движения "Гражданское согласие", Республика Беларусь.
………………………………………………………………….
Арам Аствацатуров: Здравствуйте Артем, благодарю Вас за согласие ответить нам вопросы и рассказать нам о предстоящих выборах президента Республики Беларусь. Артём, кроме действующего президента Белоруссии кто ещё претендует на должность руководителя государства? Кого они представляют, какие партии или движения?
Артем Агафонов: Помимо Лукашенко, сейчас в выборах участвует четыре человека - Андрей Дмитриев, Анна Канопацкая, Светлана Тихановская, Сергей Черечень. Правда, изначально были еще два кандидата, бывший председатель правления "Белгазпромбанка" Виктор Бабарико и бывший дипломат и создатель Парка высоких технологий Валерий Цепкало. Они были сильнее любого из этой четверки и, видимо, потому Лукашенко их снял с выборов, не слишком заморачиваясь по поводу юридической стороны дела.
Явно пророссийских кандидатов нет вообще. Дмитриев - либерал, умеренный оппозиционер, западник. Руководитель объединения "Говори правду". Несмотря на молодость, имеет неплохой опыт в политике - был инициатором избирательной кампании Владимира Некляева в 2010 году и Татьяны Короткевич в 2015. Сам тогда баллотироваться, может, и хотел, но не достигал возрастного ценза в 35 лет. Сегодня уже с возрастом все в порядке, но время его уходит.
Канопацкая - бывший депутат парламента от оппозиции. Ведет очень грязную избирательную кампанию, постоянно ругает оппонентов, имеет гигантский антирейтинг. Считается спойлером Лукашенко. Настроена резко антироссийски.
Черечень - недавно возглавил одну из социал-демократических партий, хотя по взглядам ближе к либералам, причем правым. В политике не хватает опыта, но есть принципы.
Самая интересная личность - Светлана Тихановская. Домохозяйка, жена блогера Сергея Тихановского, который сам хотел баллотироваться, но был арестован по явно надуманному поводу. Человек абсолютно случайный, сама в политике практически не разбирается, но пользуется поддержкой практически всей оппозиции, пообещав, что проведет повторные выборы и откажется от власти не позднее, чем через полгода. Собирает самые многочисленные с 90-х годов митинги и, по иронии судьбы, является основным конкурентом Лукашенко.
Арам Аствацатуров: Артём, с какой основной стратегической целью идёт на выборы действующий президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко?
Артем Агафонов: Здесь ответ простой. С целью, чтобы президентом остался Александр Григорьевич Лукашенко. Другой стратегической цели у него я не вижу.
Арам Аствацатуров: Артём, согласны ли Вы с мнением, что в Белоруссии будут проходить выборы президента Лукашенко?
Артем Агафонов: Пару месяцев назад я бы согласился с этим на 100 процентов. Сейчас абсолютной уверенности нет. Слишком многих он настроил против себя и слишком много сделал ошибок.
Вера Ковалевич: Артем, какие события предвыборной кампании Вы считаете самыми необычными? Активное участие в ней кандидаток-женщин, задержание российских "вагнеровцев", значительное количество граждан на митингах оппозиции?
Артем Агафонов: Интересно было с самого начала, вся компания необычная. Началось все с выдвижения двух представителей истеблишмента. Бабарико и Цепкало - люди богатые и состоявшиеся, преуспевшие при Лукашенко. Цепкало и вовсе был одним из тех, кто привел его к власти. Пожалуй, это событие я бы и назвал самым необычным - против Лукашенко начали открыто бунтовать не последние люди в системе. Остальное - уже следствие.
Кандидатки-женщины уже были, этим белорусов не удивишь. Канопацкая - продукт властных политтехнологий. Тихановская же, как я говорил выше, человек случайный.
Если говорить про "трех девиц" Светлану Тихановскую, Веронику Цепкало, Марию Колесникову, которые сейчас на виду, то изначально на их местах были мужчины - блогер Сергей Тихановский (муж Светланы, арестован, не зарегистрирован кандидатом), Валерий Цепкало (муж Вероники, не зарегистрирован кандидатом в президенты, вынужден был покинуть страну), Виктор Бабарико (Мария - руководитель его избирательного штаба. Не зарегистрирован кандидатом, несмотря на то, что собрал рекордное количество подписей, арестован).
Вера Ковалевич: Артем, в ходе нынешней предвыборной кампании оппозиция выглядит значительно сильнее, чем в предыдущие. Каковы, на Ваш взгляд, причины этого усиления?
Артем Агафонов: Причин масса. Вот, навскидку, некоторые без градации по важности:
1. Экономический кризис.
2. Усталость и разочарование граждан в Лукашенко.
3. Отсутствие у него свежих и привлекательных идей.
4. Запугивание избирателей. Кампания построена на страхе. Пугают потерей суверенитета, российскими олигархами, гибридной войной, возвращением 90-х и т.п.
5. Репрессии и пренебрежение к законности во время кампании. Общее число задержанных во время предвыборных акций уже перевалило за тысячу. Юридическое обоснование репрессий выглядит крайне неубедительно.
6. Непрозрачность (и это мягко сказано) избирательного процесса.
7. Конфликт с Россией и разочарование в Лукашенко пророссийского электората, который раньше был его основной базой.
Арам Аствацатуров: Артем, возможно ли, что все оппозиционные к Лукашенко кандидаты объединятся и откажутся от своих мандатов в пользу единого оппозиционного кандидата?
Артем Агафонов: Уже нет. Во-первых, голосование уже идет, а во-вторых все три оставшихся кандидата уже высказались по этому поводу. Канопацкая вообще считает себя главным кандидатом и агрессивно относится к Тихановской, у Дмитриева свои интересы, а с Черечнем попросту не смогли договориться.
Вадим Карманов: Уважаемый Артем, у кого из кандидатов, на Ваш взгляд, наиболее интересная и реалистичная программа?
Артем Агафонов: Программа Лукашенко - чисто охранительская. Реформы только те, которые развивают уже существующий порядок вещей. Есть про поддержку образования и медицины, развитие инфраструктуры на селе, приоритет белорусских инвестиций в экономику перед иностранными, при этом обещается аж двукратный рост зарплат. Может быть, неплохая программа для сильной и самодостаточной страны, но в белорусских условиях - маниловщина. Конституционная реформа, которая могла бы стать основой политической программы Лукашенко, упоминается лишь вскользь.
У остальных в программах много общего - политическая либерализация, приватизация, усиление роли местного самоуправления, защита независимости.
Есть интересные положения в программе Дмитриева, Неплоха социальная часть в программе Черечня, однако внешнеполитическая - наивна до крайности.
В целом же ни одна из программ лично меня не впечатлила.
Алексей Дрыга: Уважаемый Артём, какие на Ваш взгляд основные упущения Лукашенко в части развития производства и сельского хозяйства Белоруссии? Что в данных направлениях нужно улучшать? Какие основные упущения в части развития страны нынешнего Президента Вы видите?
Артем Агафонов: Проблем хватает. Основная масса сельхозпредприятий закредитована и низкорентабельна или убыточна. Есть проблема низких зарплат, оттока людей, излишней зарегулированности, привилегированного положения бывших колхозов и совхозов в сравнении с частными сельхозпредприятиями и фермерами. В отрасль за время правления Лукашенко вложены огромные деньги, но эффективность вложений вызывает вопросы.
В то же время понятно, что бездумное реформирование повлечет массовое банкротство сельхозпредприятий и массовую безработицу на селе, где другую работу найти проблематично. Поэтому нужна комплексная программа, предусматривающая создание новых рабочих мест, поощрение фермерства, привлечение инвестиций, в том числе внешних, со стороны российских агрокорпораций. Считаю, что главным в аграрной политике должно стать не валовое производство, а сохранение села с многоукладной экономикой, привлекательного для жизни,
Что касается промышленности, здесь тоже есть свои проблемы - большое количество низкорентабельных госпредприятий с изношенными основными средствами, закредитованность и т.д.
Как и в случае с сельским хозяйством, у меня нет готовых и детальных рецептов решения проблем промышленности. Есть лишь ориентиры - не допустить массовой безработицы, создать благоприятные условия для создания новых рабочих мест, модернизации производств.
Если бы я был лидером политической партии - я бы изложил сейчас партийную программу, разработанную при участии профильных специалистов. Но мы - не партия и принципиально отказались от создания такой программы. У нас есть люди и левых и правых взглядов, а политические цели другие - объединить сторонников союза с Россией, противодействовать разжиганию межнациональной розни и этническому национализму. Так что, то, что я написал - сугубо мое личное мнение.
Алексей Дрыга: Уважаемый Артём, какие проблемы Вы видите в социальной сфере, в частности в здравоохранении и образовании? Что действующей властью в данном направлении делается неверно и какие пути решения имеющихся проблем Вы видите?
Артем Агафонов: Многие проблемы достаточно типичные для небогатой постсоветской страны. Недофинансирование, утечка квалифицированных кадров за рубеж, особенно в медицине, "оптимизация", в результате которой сокращается количество школ и больниц. В качестве примера приведу статистику. Количество школ за 20 лет сократилось с 4772 до 3654, детских садов - с 4423 до 3812, больничных коек - с 126,2 тыс. до 80 тыс.
В образовании проблемой является еще и очень небольшое количество бюджетных мест на популярных специальностях в ВУЗах и ССУЗах. Спорный момент - обязательное распределение для бюджетных студентов, которые должны несколько лет отработать там, куда пошлет государство. ЕГЭ, который в Беларуси называется "централизованным тестированием" я тоже считаю проблемой.
Что касается путей решения - в целом социальная сфера в Беларуси не настолько плохая, чтобы ее тотально перекраивать. Часть проблем решается деньгами, но с ними в республики сейчас будут проблемы. Что касается другой части - то это вопрос к профильным специалистам.
Вера Ковалевич: Артем, после завершения выборов в случае победы в них Лукашенко прогнозируете ли Вы масштабные митинги протестов в Беларуси и с какой они могут быть целью?
Артем Агафонов: Митинги будут и их целью будет непризнание победы Лукашенко, отстранение его от власти. Тихановская уже сказала, что не рассматривает возможность признания своего поражения.
Вера Ковалевич: Артем, после выборов сможет ли оппозиция работать в Беларуси более свободно и системно или будет зачищена как это обычно делается президентом Лукашенко?
Артем Агафонов: В случае победы Лукашенко ни о какой политической либерализации речи идти не будет. Он будет мстить.
Вера Ковалевич: Артем, как арест российских "вагнеровцев" связан с выборами? Должно ли это повлиять на электорат внутри страны перед выборами или это сделано с целью повлиять на признание выборов в случае победы Лукашенко со стороны ЕС, США и Украины или что-то третье?
Артем Агафонов: Это явно была провокация, направленная на ухудшение белорусско-российских отношений. Что касается авторства, то сегодня приводились аргументы в пользу причастности к ней украинских спецслужб. А говорим "Украина" - подразумеваем "Соединенные Штаты". Самостоятельным игроком это государство давно не является.
Однако эта провокация не могла бы сработать без поддержки людей в окружении Лукашенко, имеющих на него огромное влияние. Да и сам Лукашенко, поверивший в бездоказательный антироссийский взброс в этой ситуации выглядит не лучшим образом.
Арам Аствацатуров: Артём, были ли факты фальсификации в подчëте голосов при предыдущих выборах, были ли мнения о фальсификациях при предыдущих выборах и возможны ли, по вашему мнению, фальсификации в предстоящем голосовании?
Артем Агафонов: Центризбирком - самая непопулярная государственная структура. Социологи показывают уровень поддержки в 11 %, эта цифра уже говорит очень о многом. Выборы в Беларуси никогда не отличались особой прозрачностью, но эти - бьют все рекорды. Только за первый день было зафиксировано более 2000 нарушений при том, что возможности наблюдателей крайне ограничены.
Арам Аствацатуров: Артём, и наконец последний вопрос. Сколько процентов на выборах Вы прогнозируете для Лукашенко?
Артем Агафонов: Дело в том, что в Беларуси есть три политических реальности и нет объективной социологии, которая попросту запрещена. В реальности Лукашенко и Центризбиркома у него около 70%. В реальности оппозиции - 3%. Реальность, в которой живут и голосуют обычные граждане находится где-то посередине и большинства у Лукашенко в ней нет.
Официальные цифры будут из реальности, в которой живет Лукашенко. Но будут ли они окончательными - это вопрос.
……………………………………….………………………………….
6-7 августа 2020 год, Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»
(ищите в социальных сетях наши группы и вступайте в них)
предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту klubvirtual@mail.ru