"В Молдове, как и во многих республиках бывшего СССР, электорат переболел лихорадкой перестройки и национализма"
Александр Рошко, вице-председатель политической партии "Европейские Левые" / Partidul "Stînga Europeană", Республика Молдова, ответил на вопросы участников Клуба "Мысль".
Арам Аствацатуров: Товарищ Александр, спасибо за принятое приглашение в наш Виртуальный Клуб, и надеюсь, ты нам расскажешь о левом движении в Республике Молдова. Александр, какие левые движения, партии и политические объединения есть в Молдове?
Александр Рошко: Благодарю за приглашение в Виртуальный Клуб. Так уж сложилось, что традиционно в Молдове, в большинстве своём, левый электорат- переболевший, как и во многих республиках бывшего СССР в своё время, лихорадкой перестройки и волной национализма. Часть этого электората (люди пожилого возраста) и вовсе просто ностальгируют по СССР.
Пройдя этап разрухи и целого полчища, возникших как грибы, партий с самыми разными названиями, но называющими себя "демократическими", в 2001 году к власти пришла Партия коммунистов Республики Молдова, которая и была правящей два парламентских цикла, с 2001 по 2009 год, а лидер партии Владимир Воронин дважды избирался президентом.
В 2009 году правые силы спровоцировали массовые беспорядки, были сожжены Парламент и здание администрации президента, следствием чего стали досрочные выборы, в ходе которых ПКРМ уже не получила большинство и ушла в оппозицию.
Далее происходили всякого рода процессы внутри партии, вследствие чего от неё начали откалываться отдельные группы, депутаты, которые впоследствии становились во главе того или иного политформирования.
Характерно то, что часть уходила сама с явно выдуманными причинами, а часть просто изгонялась из ПКРМ, ввиду противоречий с руководством партии.
На данный момент, учитывая левизну настроения электората, в Молдове существует достаточно партий, которые называют себя левыми, однако часть из них (в частности, партия социалистов, являющаяся правящей) лишь используют название как бренд, некую вывеску для привлечения электората, в том числе ностальгирующего по советскому периоду, а по сути являясь правоцентристскими, консервативными объединениями, не имеющими ничего общего с левыми воззрениями.
Однако есть и истинно левые партии и общественные движения левого толка, объединяющие людей по принципу равенства прав и свобод, отрицания дискриминации по какому бы то ни было принципу, выступающие с позиций антифашизма, интернационализма, феминизма, экосоциализма и истинной демократии.
Одной из таких партий и является молодое, но уверен, перспективное политформирование - Партия "Европейские Левые", вице-председателем которой я являюсь.
Арам Аствацатуров: Александр, как ты и твои соратники по партии видят формы политической борьбы? Какие политические акции проводила ваша партия, каковы результаты этих акций?
Александр Рошко: Формы политической борьбы могут быть совершенно разными. Мы считаем приемлемыми формами политической борьбы такие методы как дебаты, дискуссии, участие в выборах. Помимо этого мы видим формы борьбы и в акциях прямого действия - флэш-мобы, пикеты, митинги, марши протеста.
В 2015 году, летом, (тогда партия называлась "Наш дом Молдова") власти хотели исподтишка повысить тарифы на отопление, когда люди в основном в отпусках и на каникулах и не особо думают о квитанциях за отопление, которые придут только в октябре-ноябре.
Нас обеспокоил этот вопрос, и мы провели целую серию пикетов с требованием не повышать тарифы.
В том числе мы провели 7-дневный нон-стоп пикет в форме палаточного городка перед домом одиозного молдавского олигарха (ныне беглого), подчинившего себе все ветви власти и институты государства - Владимира Плахотнюка.
Результатом стал с одной стороны разгон палаточного городка силами одного из ЧОП, приближённого к вышеупомянутому олигарху, с другой стороны поднятый общественный резонанс заставил власти заморозить повышение тарифов на довольно длительное время.
В том же 2015 году был организован марш протеста. По пути следования мы прошли основные институты государства, захваченные олигархом, в том числе снова прошли мимо его дома. Проходя мимо здания Генеральной Прокуратуры, было принято решение небольшого пикета, не запрещённого законом, однако по заказу олигарха было задержали и в последующем арестовали ряд активистов, включая председателя партии - экс-депутата парламента Республики Молдова Григория Петренко.
Ваш покорный слуга также был задержан, впоследствии арестован и в общей сложности мы с соратниками провели в застенках кишинёвской тюрьмы порядка 6 месяцев, а спустя ещё два года - приговорены к различным срокам - от 3 до 4,5 лет лишения свободы, но условно.
Статью нам вменили - "Массовые беспорядки", хотя ничего подобного не было даже близко, о чём свидетельствуют многочисленные видеозаписи.
Дело получило широкую огласку и резонанс не только в Молдове, но и во всём мире и было признано политическим, как рядом стран ЕС, так и госдепартаментом США.
Алексей Горловский: Кто финансирует партию и левое движение в Молдове?
Александр Рошко: Молдавское законодательство предусматривает финансирование партии из госбюджета, в случае если партия участвовала в выборах, из расчёта - примерно 1 цент за 1 голос. Таким образом, кто набрал больше голосов - тот больше денег и получает из госбюджета. Помимо этого, существуют пожертвования, взносы и так далее.
Это о ситуации в целом.
В основном же левое движение (если говорить об истинно левом движении, а не о прикрывающихся левыми вывесками правоконсервативных и неолиберальных политформирований, находящихся у власти) никто не финансирует, настоящие "леваки" находятся на самообеспечении.
Дмитрий Сараев: Александр, здравствуй. Какие организации левого направления вы видите своими союзниками на просторах ЕС и бывший СССР?
Александр Рошко: На просторах ЕС мы сотрудничаем с Партией Европейских Левых. На просторах бывшего СССР мы готовы сотрудничать со всеми здравыми политическими силами, разделяющими принципы истинной демократии, верховенства закона, антифашизма, экосоциализма и нетерпимости к дискриминации по какому бы то ни было принципу.
Арам Аствацатуров: Товарищ Александр, левые движения прошлого проявляли себя в рабочих кварталах, в студенческой среде горячими и романтическими призывами, несанкционированными митингами и протестами...
Однако, видна тенденция когда левые лидеры больше увлекаются теорией в кабинетах, написанием книг, статей, чем политической практикой.
Какую роль в вашей партии играет политический романтизм?
Насколько далеко вы готовы пойти в политическом сопротивление?
Александр Рошко: Интересный вопрос. Не гнушаясь политического романтизма (куда ж без него?), мы наряду с теоретическими экзерсисами всегда готовы и к акциям прямого действия, и к призывам к молодёже, и к проведению различного рода мероприятий как дискуссионного, так и протестного характера.
Что касается политического сопротивления - мы находились в жёсткой бескомпромиссной оппозиции к режиму олигарха Плахотнюка, о котором я упоминал в одном из предыдущих ответов. Участвовали в разного рода пикетах, протестах, митингах. В ходе одного из них семеро активистов, включая председателя партии (по сути руководящее ядро) были задержаны, арестовоны, а впоследствии осуждены условно, проведя однако 6 месяцев в тюрьме.
Летом прошлого года этот режим пал и мы заявили о том, что мы будем находиться в конструктивной оппозиции к вновь сформированной власти. Однако, "новая власть" оказалась неким песочным замком, абсолютно недоговороспособной, что привело к падению правительства и переформатированию власти с возвращением щупальцев олигарха. Конечно же, мы в оппозиции и к этой, уже переформатировавшейся власти.
Тюрьмой нас не испугать, мы готовы к любым формам протеста в рамках текущего законодательства, которое в нашей стране достаточно демократичное.
Арам Аствацатуров: Товарищ Александр, демократический централизм с одной стороны укрепляет партию, но с другой стороны подталкивают некоторых её активных членов к выходу из партии и созданию собственных партий.
Что мы видим в российском левом движении. А как ты относишься к демократическому централизму и считаешь ли ты, что нужно пересмотреть некоторые принципы демцентролизма?
Александр Рошко: Да, подобные случаи имеют место и в Молдове. Однако в Молдове в подавляющем большинстве таких случаев основной причиной всё же является внешнее влияние - подкуп, шантаж, с целью ослабить ту или иную партию.
Так было с той же самой ПКРМ, которая из правящей мощной партии на данный момент представляет собой политформирование с 2-3% рейтинга.
Что же касается демократического централизма - это достаточно эффективный механизм при отсутствии вождизма и навязывания мнения "сверху" по принципу "у ЦК есть мнение" (что подразумевает, что всё уже решено и осталось изобразить фарс, подняв руку и единогласно «одобрямс!».
Арам Аствацатуров: Товарищ Александр, в России все политические партии левого толка имеют вождитстское управление. По сути, нарушены лозунги "Братство", " Равенство". И партии превратились в секты с непререкаемым авторитетом и мнением гуру- несменяемого лидера партии. И само словосочетание "лидер партии" абсурдно. Товарищ Александр, видишь ли ты в этом неудачи левого движения?
Александр Рошко: Безусловно. В этом я вижу и причину развала партии коммунистов Республики Молдова.
Всё течёт, всё изменяется, и если на определённом этапе времени в силу определённых обстоятельств подобная структура была приемлемой и эффективной, то с течением времени, прогресса, смены мировоззрения и мировосприятия эта формула перестала быть действенной. Таким образом, был полностью низложен принцип коллективного управления, партийной демократии и так далее.
Мы категорически против вождизма, предпочитая коллегиальное принятие решений.
Арам Аствацатуров: Товарищ Александр, в России сейчас набирает обороты движение "За новый социализм", создатель которого Николай Николаевич Платошкин.
Одна из причин популярности это активное использование всех возможностей социальных сетей.
Как ваша партия пользуется возможностями социальных сетей?
Александр Рошко: Конечно же, мы идём в ногу со временем.
Сегодня интернет даёт множество возможностей для распространения информации, даёт возможность донести свои идеи до широких масс.
Это в достаточной мере упрощает задачу, ведь пропадает острая необходимость в гигантских, на самом деле, затратах на печатные издания, например.
Мы широко пользуемся площадкой Facebook, у нас есть свой веб-сайт, телеграмм-канал.
Арам Аствацатуров: Товарищ Александр, давайте взглянем на страны где социализм или коммунизм государственная идеология.
Куба и Северная Корея- страны тоталитаризма и авторитаризма, с низким уровнем жизни. Уровень жизни в бывшем СССР тоже был достаточно низок и он проиграл холодную войну.
Лишь Китай, отказавшихся от коммунистических догм, стал развиваться.
Так может быть, товарищ Александр, нужно отказаться от консервативного понимания социалистического устройства государства и может быть пришло время синтеза коммунистической и капиталистической идеологии?
Александр Рошко: Ну,догматизм - это безусловно, не самая лучшая идея. Всё течёт, всё изменяется, прогресс, развитие общества и тому подобные процессы оставляют догмы далеко позади. Помните? "Марксизм - не догма, а руководство к действию".
При этом важно понимать, что речь не идёт об отказе от основных идей, однако вместе с тем необходимо идти в ногу с прогрессом, следовать духу времени, отвечать на вызовы современных реалий.
Антон Евстратов: Товарищ Александр, какие конкретные цели ставит перед собой ваша партия? Какой вы видите Молдову, согласно вашей политической программе?
Александр Рошко: Наши конкретные цели - доносить наши идеи до широких масс, вести разъяснительную работу, участвовать в выборах, дебатах, использовать все возможные информационные площадки для привлечения сторонников, участие в принятии решений, будучи представленными в органах как местной, так и центральной власти.
Молдову мы видим суверенным независимым демократическим государством, с верховенством Закона и отсутствием олигархических структур, использующих политику для собственного обогащения.
Антон Евстратов: Товарищ Александр, как ты и ваша партия видите приднестровский вопрос? Как намерены его решать?
Александр Рошко: Очень хороший, но очень сложный и щепетильный вопрос.
Военный конфликт в Приднестровье - это боль всего народа. Братоубийственная война, сотни смертей, тысячи пострадавших...
На данный момент решение этого вопроса видится практически нереализуемым, к огромному сожалению.
Однако точно необходимо наличие договороспособности, наличие политической мудрости с обеих сторон, и тогда, возможно, появятся шансы на какой-либо прогресс в этом отношении.
……………………………………….……………………………………………
фейсбук,
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» 22-23 марта 2020 г.
---------------------------------------------------------------------------------------
предложения по темам обсуждения, спикерам, формату пишите на электронную почту klubvirtual@mail.ru