Буор кут, салгын кут и другие. Семь сущностей народа саха
В наше время люди все больше утрачивают инстинкт самосохранения, считает ученый-историк, этнолог, тюрколог, наш постоянный эксперт Людмила Егорова. Несчастный случай с якутским депутатом Александром Крыловым, зверское убийство и расчленение аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко, несчастные случаи при опасном селфи – примеры можно приводить еще и еще. Корреспондент sm24.info решил продолжить эту тему, узнать причины утраты инстинкта самосохранения и возможности его восстановления.
«Человек живет семью сущностями»
- Людмила Ивановна, наверное, начнем с определения понятия «инстинкт». Что это такое?
- Инстинкт – это форма врожденного поведения, набор определенных действий, которые возникают при совмещении внутреннего функционального состояния организма (определенный гормональный фон, определённая активность центральной нервной системы и так далее) с определёнными факторами окружающей среды.
- А почему вы считаете, что современные люди потеряли инстинкт самосохранения?
- Надо сказать, что современный мир рассматривает человека как нечто, которое состоит из трех сущностей - физического тела, души и духа. Но ведь ученые биологи доказали, что и у растения есть душа, разум и оно активно реагирует на эмоции. Это значит, что в современном мире Человек приравнен к растению и ничем не отличается от растения. Может, поэтому людей часто сравнивают с растением: “живут как растения”, “человека превращают в растение”. Я никоим образом не хочу ущемлять чувства растений, но растения не создают литературные произведения, не занимаются сложными математическими формулами.
А на самом деле, изучая мифологию саха, я поняла, что человек имеет пять составляющих, два из которых имеют бинарные качества, то есть положительное и отрицательное содержания. Таким образом, получается, что в одной биологической единице стыкуются семь составляющих, и человек живет семью сущностями. Но ведь современная цивилизация не учитывает все составляющие человека. Она появилась для того, чтобы создать условия для развития человечства, но не для его деградации. И она должна учитывать и удовлетворять человека, его сущностные потребности, чтобы он мог развиваться “по образу и подобию Создателя”. Поэтому эта тема затрагивает научное понятие как “потребность”. Это общетеоретический научный термин, чаще употребляемый в гуманитарной сфере.
В мифологии саха существуют буор кут (физическое тело), салгын кут (ментальное тело), ийэ кут (генетика), сүр (духовное тело), тыын (сущность человека, отвечающее за психоэмоциональное состояние). Пять потребностей, два из которых - сүр и тыын имеют отрицательные и положительные содержания – хара тыын (отрицательно заряженное, нечто разрушающее) и үрүҥ тыын (доброе, положительно заряженное). Сүр также имеет два содержания - хара сүр и сүрдээх киhи. Хара сүр - разрушающий дух. Сүрдээх киhи – это сильный духом человек. Если у него тыын белый и салгын кут развитый, то он высокодуховный человек. Таким образом, сyр и тыын составляют четыре различные по качеству сущности. Итого получается семь сущностей.
- Можно ли эти семь сущностей применить не только к саха, но и русским, другим народностям?
- Инстинкты и рефлексы универсальны для всех людей, поэтому, конечно, можно, поскольку в дорелигиозную эпоху многие народы воспринимали человека во всей полноте его природы, мифологическая картина мира не была извращена религиозной мыслью. Во II половине XVIII века, когда саха начали активно христианизировать, наша дорелигиозная культура, фольклор были уже достаточно изучены и архивированы. Я реконструировала не затронутые религией понятия о человеке, благодаря знанию турецкого языка и умению ориентироваться в других тюркских языках, но не утверждаю, что такое понимание природы человека было лишь у тюрков. Если расматривать мифологию других народов, это было у них. Просто они, живя в центре ойкумены, банально забыли из-за перехода к религиозному мировоззрению. А саха сохранили, живя в глухой суровой территории.
Генетические нюансы не учитываются
- И что происходит, если современный мир не учитывает все эти составляющие человека?
- К примеру, ийэ кут, как я уже говорила, - это генетика и потребности, обусловленные генетическими особенностями. Возьмем стандартные сидения в автобусах, самолетах и аудиториях. Они сделаны без учета генетических особенностей человека: к примеру, я саха, и у меня короткие ноги, поскольку предки всегда сидели на конях, и мои ноги не разработаны как у людей, предки которых тысячелетия ходили пешком. Но ведь эта моя генетическая особенность нигде не учитывается, а мне приходится страдать, так как у меня не европейские ноги. Я всегда сижу на таких стульях, откуда мои ноги не достают до пола. Как следствие, у меня продавливаются вены, нарушается кровоснабжение и начинают болеть ноги. Оказывается, поэтому-то многих азиатов мучают болезни ног! Надо учитывать особенности и азиатов. У нас короткие ноги, мы же не ходили пешком, как европейцы. У них опорно-двигательный аппарат очень развитый. Это я специально утрирую, чтобы было понятно.
Или поговорим о холестерине. В Москве проводят какие-то исследования и делают сообщения, что вот такой-то холестерин нормальный, а вот этот – наоборот. При этом у меня, мясного человека, предки которого тысячелетиями питались только мясом, рыбой и молочными продуктами, веками не видели ни салатов, ни зерновых и прочее, холестериновая структура совершенно иная. Значит, я сдаю анализы, и меня начинают рассматривать с точки зрения средней полосы России, приступают к лечению моего холестерина (который мне не вреден), по методу, подходящему жителям средней полосы России. Без содержания этого холестерина в моем организме происходят разрушающие процессы. Жаль, что в современном мире такие нюансы не учитываются.
Человек сохранится как биологическое существо только в том случае, если сохранит свои инстинкты и рефлексы. А если мы их потеряем, то у нас эта вся система нарушится и человек, как биологоческая единица, тоже. Потому что есть исторически обусловленные потребности, исходя из культуры, истории развития народа и так далее, и в этом смысле современный мир не учитывает условно-рефлекторные и безусловно-рефлекторные потребности, то есть тыын (сущность человека, отвечающее за психоэмоциональное состояние) и ийэ кут (генетика).
«Начнут обвинять в фашизме»
- А почему с этими особенностями не считаются?
- Потому что нет таких понятий в современном мире. У нас-то школы и детские сады создаются для того, чтобы удовлетворять лишь интеллектуальные и физические потребности. Человек должен знать о чем-то, развиваться умственно, на уроке физкультуры – удовлетворять потребности в развитии физического тела, то есть буор кут (физическое тело). Кроме того, существуют другие виды физических потребностей – питаться, одеваться, нормы гигиены и пр. Это называют еще “витальными потребностями”.
Есть еще духовные потребности – моральные. Человек может идти в религиозную структуру или секту, или духовно развиваться, читая философию, а вот по поводу генетических потребностей нигде же не говорится.
- Современный человек имеет право не терять инстинкты.
- Я бы так сказала. Поэтому должны создаваться условия для их сохранения, поскольку Человек живой, и его не придумали на фабрике, и мы же пришли от Бога, мы часть живой природы. Современный мир не рассматривает человека в контексте дорелигиозного понимания природы человека. Современная цивилизация выстроена на религиозной картине мира, где человек рассматривается в качестве объединения физического тела, души и духа. Только с тремя составляющими. Развиваются и поддерживаются только они, а вышеупомянутые два - условно рефлекторные и безусловно рефлекторные потребности - полностью отрицаются. Это тыын (сущность человека, отвечающее за психоэмоциональное состояние) и ийэ кут (генетика).
Эти понятия в современном мире отсутствуют полностью. Возьмите философию, психологию, и элементарную педагогику. Где вы увидите, что необходимо пытаться сохранить человеческие рефлексы и инстинкты? Где вы слышали о генетических потребностях людей? Если начнут такое писать, все начнут обвинять в фашизме, поэтому никто не затрагивает эту тему. А между прочим, это обусловлено генетикой. Мы все разные генетически и что теперь?
Наши инстинкты – от Бога
- Интересно, как люди утратили инстинкты самосохранения?
- Во-первых, теоретические психологи считают, что инстинкты замещаются разумом, но, как мы видим, это не так. Отрицание теоретической психологией наличия инстинктов у человека и высших приматов ошибочно, исходя из периода появления психологии как науки, когда человечество утратило дорелигиозные знания о природе человека. Все исходит от этого. Во-вторых, в современном мире инстинкт продолжения рода отрицается опять же религией. Отец и мать занимались сексом, значит, они занимались грехом, и в результате человек родился во грехе. Иными словами, инстинкт продолжения рода отрицается. Для человека секс – это как и прием пищи, результат работы рефлексов и инстинктов. Как еда приносит радость и пользу человеку, так и секс приносит радость и пользу. И даже помогает сложиться человеку во взрослую, зрелую особь.
- А как же изречения «плодитесь и размножайтесь» и «каждой твари по паре»?
- Ну так, религия не научная сфера. Они опираются на невежество, поэтому зачастую постулируют противоречивые идеи. Инстинктивная часть отрицается. И поэтому мы стесняемся, стыдимся своих инстинктов, а они нам даны от природы. Так что мы должны инстинкты беречь.
Сейчас в Европе, например, изнасилованный мужчина плачет и жалеет своего насильника из-за того, что насильник чувствовал сексуальное влечение и реализовал на нем свой половой инстинкт, а жертва просто подвернулась под это дело. Изнасилованный виноватым чувствует наоборот себя, а это говорит о том, что у него совсем нет инстинкта самосохранения. Он видит себя тряпкой, которую могут использовать и выкинуть, и думает, что кто-то имеет на это право.
Маньяки – результат подавления инстинктов
- Вы когда-то рассказывали, что до религий существовал Тэнгризм. Тогда инстинкты наверняка были развиты?
- Тогда все было актуально. Инстинкты были хорошо развиты, поскольку никто не говорил и не учил, что, если ты родился естесственным путем - ты греховен, что ты не должен знать какие-то чувства и эмоции. Но, в то время, конечно, были свои жесткие моральные нормы, например, не убий, не кради, не прелюбодействуй. Десять религиозных заповедей были восприняты из Тэнгризма и соблюдались бесприкословно, поскольку там никто не либеральничал, не бросался громкими словами, не имея этого качества. Общество ориентировалось именно на качество, но не на количество. Сейчас самое популярное слово “сколько”, к примеру.
Человеческие инстинкты начали нивелироваться с появлением религий. До нашей эры он был очень развит, поэтому было природное понятие справедливости, и она была объективной. Для того чтобы постулировать объективную справедливость, надо признать человеческую природу во всей его полноте. Это как происходила эмансипация женщин в XIX веке и еврейская эмансипация в XVIII-ом. Природа человека должна раскрепоститься в рамках общечеловеческих моральных ценностей.
Инстинкты полностью питаются и поддерживаются природой. И человек не должен отходить от природы, терять свою природность. В противном случае мы исчезнем как вид. И судя по мифологическим представлениям в дорелигиозную эпоху это было известно по всей человеческой ойкумене. Поэтому существовали обряды инициации для мальчиков у всех народов. Молодые люди должны были доказать, что с природой у них все в порядке. И лишь в этом случае они получали статус полноценного члена общества.
А с приходом религии и их распространением, человек начал терять свою природность. Инстинкты, рефлексы начали определять, как грех, подавлять их. Из-за этого человек начал разрушаться, и терять свою целостность. И в итоге появились разные монстры – насильники, убийцы, педофилы, душевнобольные; маньяки, расчленяющие людей, это же зверство! Хотя бессознательное инстинктивно-рефлекторное продавливается не только религией, но и цивилизацией, экономической моделью.
Все началось с религии, когда сказали, что у тебя есть тело, душа, дух, а инстинкты надо подавлять. Коллос на глиняных ножках запросто рухнет, если внутри человека подавляется бессознательное, инстинктивно-рефлекторное, то появляются вот эти монстры. Инстинкт не актуализируется нормальным образом, в рамках морали, он задавлен и низвержен, поэтому и находит выхлоп в этих извращениях и жестокости.
Государству следует удовлетворить все потребности человека
- А каким образом нормально актуализировать инстинкты?
- Мне кажется, законодательные структуры при принятии законов должны удовлетворить все уровни потребностей человека. А сейчас наше законодательство и государство учитывает только физическое и умственные потребности. Духовные отошли к религиям, и поэтому духовная сфера находится вне регулирования государства.
Вообще этот вопрос необходимо разработать как научное понятие, ввести в оборот, чтобы государство могло ориентироваться на них для обеспечения устойчивого развития общества и мира в целом. Законодательно закрепить, что есть пять уровней потребностей людей, которые тоже нужно учитывать и поддерживать в общечеловеческих моральных рамках. Если человеку даешь возможность развиваться, а не давить, он всегда пытается духовно развиваться, творить добро и быть справедливым. Этот импульс сидит в нас от природы.
В каждом человеке изначально есть желание быть хорошим, добрым. Хотя один человек на своем жизненном пути обретает плохой опыт, у другого это сидит в генетике, у третьего это развивается, потому что ему не дают «подушку безопасности» в качестве моральных ориентиров. Мы просто пытаемся сейчас продавливать человеческую природу.
Опасные селфи – равнодушие к инстинкту самосохранения
- Вы однажды сказали, что опасные селфи также свидетельствует об утрате инстинкта самосохранения. В наше время, к сожалению, несчастных случаев во время селфи немало.
- Мода на «опасные» селфи – тоже результат отсутствия внимания в современном мире на сферу инстинктов и рефлексов, более того, отрицание их. Поэтому люди как бы показывают, что у них есть хорошие рефлексы и инстинкты самосохранения, что они находятся в хорошей физической форме. Таким способом бессознательное человеческого общества выталкивает это в общество как моду – смотрите, какой я крутой, какой я развитый! Я настоящий человек!
Это стремление людей показать свои биологические качества человека, который сохранил исконные инстинкты и рефлексы, тем самым доказывая, что он является стопроцентным природным человеком, а не каким то IT-маргиналом или каким-то выродком, не имеющим этих рефлексов и инстинктов. Что он не искусственное создание какое-то, не бесплатное приложение к искусственному интеллекту, а Человек по образу и подобию Бога. Это так актуально в наше время.
- Недавно аспирантка СПбГУ Анастасия Ещенко была зверски убита, расчленена… Очень жаль, что девушка вернулась обратно в квартиру Соколова.
- Нет слов, жалко девушку. Бессознательное всегда дает импульсы человеку, но некоторые люди отошли от инстинктов и рефлексов и стали как растения. Многие люди подавляют свои инстинкты и ощущения, даже если бессознательное дает им знак, они не прочитывают его.
Например, несчастный случай с депутатом Крыловым…Это произошло не от того, что ему не хватало культуры воспитания или его отличала жадность. Нет. Просто у него не сработал инстинкт самосохранения – он не почувствовал опасность.
- Царствие им небесное. А может, это была судьба?
- Нет, если бы инстинкт самосохранения был, то человек ощутил бы опасность.
«Собака для нас стала знаком»
- А есть такие, кто полностью сохранил все инстинкты и рефлексы?
- Да. Шаманы. Они не признают религий. Они природные люди, не разрушенные, цельные. Поскольку у них бессознательные инстинкты и рефлексы очень хорошо развиты, они очень успешно прочитывают бессознательные знаки, например, информации от невидимого мира, сны, видения, мысли, предметы.
Расскажу случай из своей жизни. Однажды на Байкале мы поехали по трассе с курорта в Улан-Удэ. Вдруг краем глаза я заметила на левой обочине дороги раздавленную собаку. Заметив это, у меня, как у человека, занимающегося семиотикой, сразу появились мысли: «На левой стороне – это плохой символ. По Картине Мира саха это дорога абааhы, злого духа, смерти, болезней. Тогда я шоферу сказала – езжайте тише. Водитель сбавил скорость, и тут нас обгоняет иномарка, а минут через тридцать мы увидели, как она попала в очень страшную аварию… Если бы я не заметила эту собаку и не попросила бы водителя ехать помедленнее, наверное, в эту аварию попали бы мы. Собака для нас стала знаком.
Человек, у которого инстинкты, рефлексы, бессознательное актуальны и находятся в связи с сознанием, может избежать беды. Я ведь на сознательном уровне поняла, что это знак. И если бы просто взглянула на собаку и не заострила на этом внимания, то случилось бы ужасное. Это очень тонкая работа бессознательного и сознательного. И человек, который занимался семиотикой, хочет он того или нет, понимает, что это не очень хороший знак.
- Интересно, а без семиотики простому человеку как прочитать эти «знаки»?
- Это зависит от него самого. Не обязательно заниматься семиотикой. Все-таки есть люди, у которых бессознательное очень хорошо развито. Их инстинкт подает сигнал на бессознательном уровне, а сознание это ловит и выдает мысль о будущих событиях.
Экстремальный туризм – средство сохранения инстинктов
- Как же сохранить-то этот инстинкт самосохранения?
- С самого рождения ребенка. Знаю родителей, которые вовсе не оберегают детей. Эти малыши с малого возраста узнают на своем опыте, что можно обжечься, порезаться и так далее. Знакома с женщиной, которая не запрещала месячному мальчику трогать нож. В итоге у него инстинкты были не заглушены. Малыш видит нож, начинает его лапать и, даже если он порежется, у него уже в сознании останется мысль – нож опасен. И начнет правильно им пользоваться. Его мать мне сказала, пусть он с пеленок распознает опасность.
Затем в школе, институте на занятиях физкультуры, ловя мяч и тому подобное. Это уже вопрос к ним, к специалистам.
Или экстремальный туризм. Это же помогает содержать в тонусе инстинкт самосохранения. Чтобы актуализировать свои инстинкты, мужики уезжают в экстремальные условия живой природы, на рыбалку, охоту.
- Спускаются по бурлящей реке, поднимаются на Эверест…
- Совершенно верно. Поэтому, чтобы человек актуализировал чувство самосохранения, вот и существует экстремальный туризм, который, кстати, у нас в Якутии начинает развиваться. Такой туризм обостряет чувство самосохранения, а его можно тренировать только в экстремальных условиях.
- Но ведь иногда люди погибают?
- Естесственный отбор. Он был и будет всегда.
- Якутия сама по себе экстремальна по суровому холодному климату. Получается, у якутян инстинкт самосохранения очень развит?
- Ну, нас же всегда выделяют. Мы, якуты, хоть ты русский, кавказец или степняк. Нас всех воспитывает наш суровый климат и цементирует в единый организм, потому что мы только так смогли выживать, ну.... в принципе и сейчас это актуально, поскольку не сумевший измениться внутренне не остается дольше полугода и уезжает. Остается жить и работать лишь тот, кто смог качественно измениться в лучшую сторону, открыться миру и нашему суровому климату.
Ксения АВЕРА