Политика

Абхазия. История, о которой мы мало знаем

  • 04:33 / 03.06.2019
  • Текст: Sm24.info

Абхазия... Это запах мандаринов из детства! Это горы и море... Это пальмы и кипарисы…Но Абхазия и абхазцы - это еще и интересная история, правда, малоизвестная. И желание хоть немного глубже узнать историю, культуру абхазцев привело Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» к историку и этнологу Давиду Дасаниа.
И в режиме арцахлайн участники  Клуба на своей дискуссионной площадке в крупнейшей социальной сети «Фейсбук»  в формате виртуального интервью задавали Давиду Мкановичу Дасаниа.

Арам Аствацатуров: Спасибо, Давид Мканович, за принятое приглашение. Надеюсь, мы интересно побеседуем. И начнём с самого начала. Каковы корни абхазцев? Есть ли у историков единое мнение о происхождении абхазцев, или есть несколько версий?

Давид Мканович Дасаниа: Как народ абхазы сформировались в конце 8 века, после слияния древнеабхазских племён апсилов, абазгов, санигов и мисимиан с образованием Абхазского царства с центром сперва в Анакопии (современный Новый Афон) и затем, с 806 года, в Кутаиси. Самоназвание абхазов «апсуа» происходит от названия племени апсилов, а иноназвание происходит от названия племени абазгов. Абхазы входят в абхазо-адыгскую группу Кавказской языковой семьи. Вместе с абхазами в эту группу входят практически идентичные с абхазами абазины, убыхи, адыги (адыгейцы, кабардинцы, черкесы). Абхазы и абазины неплохо понимают друг друга, а вот абхазы и абазины, с одной стороны, и адыги (черкесы), с другой стороны, не понимают друг друга, так как их языки, происходящие из одного праязыка, распались несколько тысяч лет назад. 
Народы, входящие в абхазо-адыгскую группу кавказской семьи языков, являются потомками родных братьев, разделивших несколько тысячелетий назад одну и ту же надочажную цепь. Сомнений в родстве абхазо-адыгов у меня нет. Если бы мы не происходили из одного корня, то в наших языках однозначно не совпадали бы такие древние и звучные слова, как сианэ – моя мать – сан; сибзэ – мой язык – сыбз, сбызшәа (сбызшъуа); симафэ – мой день – сымш; сипсэ – моя душа – сыҧсы (сыпсы); сицэ – мой зуб – сыца (сыцэ); анэш – брат матери – аншьа (анщэ); блэн – гореть, светить – абылра (эбылра); гу – сердце – агәы (эгу); жъуагъуэ (жәаӷәа) – звезда – ажәҩан (небо – ажъуюэн); жъуэн (жәан) – пахать – ажәжәара (рвать, изорвать, разрывать, очищать – ажәжәара – ажъужъуэрэ); жъуэн (жәан) – вариться – ажәра (эжъура); цу (цәы) – бык – ацә (ацу) и т.д. Могу привести ещё сотню и больше параллелей, однако рамки небольшой публикации не позволяют мне это сделать.
Существует несколько теорий происхождения абхазского народа. Как историк-этнолог, я являюсь сторонником так называемой местно-миграционной теории происхождения абхазов. Согласно этой теории, происхождение предков абхазов связано с взаимодействием местных и пришлых племён из Малой Азии. Речь идёт о более древних племенах кашков (предположительно предки адыгов) и абешла (предположительно предки абхазов), сформировавших мощный союз на территории Малой Азии в начале 3-го тысячелетия до н.э. 
Кашки и абешла входили в союз хаттскихплемён, проживавших на территории Анатолии (современная Турция). Хаттскийязык (не путать с хеттским) состоит в родстве с абхазо-адыгскими языками. На территории своего нынешнего проживания абхазы являются единственным коренным народом, проживающим здесь с первобытнообщинной эпохи, что подтверждается многочисленными археологическими данными. 

Асар Лезгиви: Уважаемый Давид Мканович! Что вы скажете про эту карту? Эгрос имеет что-то с абхазами?

Давид Мканович Дасаниа: Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, уважаемый АсарЛезгиви, мне необходимо упомянуть грузинского летописца XI века Леонтия Мровели и его работу «Жизнь картлийскихцарей и первоначальных отцов и предков». 
В генеалогической таблице Мровели вообще отсутствуют абхазы, что не только странно, но и парадоксально. Летописец не мог не знать об абхазах, которые создали в конце VIII века своё царство (см. в интернете «Абхазское царство»). В связи с этим некоторые исследователи склонны предполагать, что абхазы подразумеваются в собирательном названии Эгрос. По словам моего коллеги Гурама Гумба, при перечислении народов, сыновей Таргамоса, в источнике названы мегрелы, а название выделяемой им территории выводится из имени Эгрос: «Эгросу же дал страну у берегов моря и наметил рубежи: на востоке ‒ Горы Малые, ныне называемые Лихи; на западе ‒ море; [на севере] ‒ Малая река Хазарети (Кубань), где примыкают горы Кавказские». Совершенно очевидно, что в приведённом отрывке воссоздаётся эпоха Абхазского царства и удел Эгроса Мровели соответствует территории Абхазии в раннем средневековье, границы которой на востоке и юго-востоке доходили до Лихского хребта и р. Чорох, а на северо-западе до Никопсии.
Если в своей летописи Леонтий Мровелигармонично увязывает этносы с их этнической территорией, то при определении границЭгроса он, скорее всего специально,нарушает этот принцип. Термин Эгрос он употребляет в собирательном значении, включая в него, помимо мегрелов и сванов, этнически не родственных им абхазов, составляя в этом отношении исключение. Но вне пределов территории Эгроса он нарочно оставляет часть мегрелов, проживавших южнее р. Чороха. 
Что касается названия Эгрос, то оносовпадает с абхазским названием территории проживания мегрелов «Гыртәыла» (Гыртвыла) и одним из экзоэтнонимов мегрельского народа – «агыруа». Данный этноним связан с миром абхазского языка: ага – море, р – показатель пространства, уа – человек. Агыруаа ни что иное, как «поморяне». Вспомним, что в античное время на Черноморском побережье Кавказа жили агры– одно из меотских племён. Вероятнее всего, и это племя было названо античными абхазами. И Эгрос, может быть, просто означает приморскую страну.

Арам Аствацатуров: Уважаемый Давид Мканович, как вы оцениваете численность абхазцев? Какие крупные общины абхазцев есть в мире?

Давид Мканович Дасаниа: Из примерно 250 тысяч человек, являющихся гражданами Республики Абхазия, до 125 тысяч абхазов, что составляет ровно половину населения. Абхазы, проживающие на своей исторической родине, узнав о цифре в 125 тысяч, утверждают, что эта цифра вымышлена. Они говорят, что численность абхазов не более 80 тысяч. Но они забывают о том, что в число этих 125-ти входят и те представители абхазской диаспоры, которые ныне проживают в различных странах Ближнего Востока, Европы и Америки. 
Диаспоральные связи абхазов со своей родиной слабы. Свою историческую родину, можно сказать, посещают одни и те же лица из числа активистов, имеющих отношение к общественным структурам Абхазии, находящимся за рубежом. Абхазам необходимо активнее взаимодействовать со своей зарубежной диаспорой. 
В Турции примерно 600-700 тысяч абхазов. Их там, на самом деле, больше, но они сильно ассимилированы. Из тех, кто позиционирует себя в качестве абхазов, многие не знают родного языка. Возвращаться на свою историческую родину представители диаспоры не торопятся. Между тем,положение в Абхазии очень сложное. Экономика страны находится в тяжелейшем кризисе, и народ уже реально бедствует.

Арам Аствацатуров: Давид Мканович, Вы затронули проблему ассимиляции абхазцев. Какие причины способствуют этому процессу в Абхазии и в диаспоре? Есть ли программа или какая-то методика противодействия процессу ассимиляции абхазцев в Абхазии, в России, в Турции и других странах?

Давид Мканович Дасаниа: К сожалению, из народов абхазо-адыгской языковой группы более всего лидируют в процессе ассимиляции абхазы. Ещё хуже ситуация у абазин, часто воспринимаемых учёными в качестве «северных абхазов». Абхазы выстояли и пережили изощрённую политику Грузинской ССР, направленную на ассимиляцию всего абхазского народа. Но, победив в войне с Грузией, где абхазов поддержали почти все народы Северного Кавказа, и начав своё послевоенное развитие, власти Абхазии лишь конституционно утвердили, что единственным государственным языком республики является абхазский язык. На деле они перевели всё делопроизводство на русский язык, увеличили объёмы теле- и радиовещания на русском языке, укрепили базу русскоязычной прессы, почти полностью перешли к проведению совещаний и иных встреч на русском языке. Они умудрились проводить на русском языке даже конференции по сохранению и развитию абхазского и абазинского языков. 
Лично у меня есть проекты и идеи, направленные на восстановление в Абхазии утраченных абхазским языком позиций. Есть проекты относительно улучшения функционирования абхазского и абазинского языков в Абхазии и Карачаево-Черкесии. Есть также проекты по координации взаимосвязей и сотрудничества между абхазо-адыгскими народами, проживающими на своей исторической родине, и с абхазо-адыгскими диаспорами, проживающими в странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Европы и Америки. Я более чем уверен в результатах этой деятельности, но меня в Абхазии и за её пределами никто не слышит. Ни одна живая душа! Правда, за исключением простых граждан, душою и сердцем переживающих за судьбу абхазов и абазин. 
Каждый народ, а я в этом с каждым разом убеждаюсь всё больше и больше, заслуживает то, что с ним происходит.


Арам Аствацатуров: Давид Мканович, было ли у абхазцев в прошлом и сейчас разделение по кланам, родам, семьям?

Давид Мканович Дасаниа: Я так понял Ваш вопрос, уважаемый Арам, что Вас интересует состав абхазского народа. В самом абхазском слове «ажәлар» (ажвлар), что означает «народ», есть основа другого слова – «ажәла» (ажвла), что означает «фамилию», «род». Как и в русском языке, не сказав «род», не скажешь «народ» («Ажәла» мҳәакәа, «ажәлар» узҳәом). Единство фамилии у абхазов проявлялось в обладании ею своего наименования. Фамильное имя принадлежит фамилии и передаётся внутри её группы от одного поколения к другому. Однофамильцы считают и называют себя близкими родственниками, братьями и сёстрами, даже в том случае, когда не помнят из-за давности лет реальной генеалогии родства. Более или менее многочисленные абхазские фамилии подразделяются на абипары (патронимии). «Абипара» («патронимия») – это патрилинейная родственная группа, образовавшаяся в результате сегментации одной большой семьи, ведущая своё происхождение от реально существовавшего предка, обладающая своим особым наименованием и сохраняющая, в отличие от фамилии, более тесное хозяйственное, общественное и идеологическое единство. Наименование абипары (патронимии) образовывается, в основном, от имени предка-родоначальника в сочетании с окончанием «-ипа» в значении «его сын». Предок фамилии отстоял от нынеживущих людей на четыре-семь поколений. Сила и слабость, богатство и бедность абхазских фамилий, уровень их социального статуса в обществе издревле зависели от отношения однофамильцев к неписаному моральному кодексу абхазов «апсуаре» («абхазству»), от соответствия их духовного мира и деятельности понятию об «апсуаре» (абхазскости) и от целого ряда факторов, среди которых наиболее значимы: 1) соблюдение фамилией всех норм и правил абхазства; 2) численность, устойчивость и степень организованности однофамильцев; 3) знание однофамильцами своей родословной; 4) древность и «чистота» происхождения; 5) отношение однофамильцев к правилам экзогамии, гостеприимства и долгу кровной мести; 6) наличие у фамилии развитого родового культа и фамильного знака.


Марина Сантаева: Давид Мканович, существует ли в Абхазии такая проблема, как нехватка национальных школ? Я имею в виду школы, на которых преподавание ведётся на родном языке.

Давид Мканович Дасаниа: В Абхазии 159 школ, в которых обучаются 26 611 учеников. В городах республики расположено 40 школ, остальные в сельской местности, при этом большая часть учеников посещают именно городские школы. Абхазских школ в республике ‒ 60, абхазо-русских ‒ 15, русских ‒ 47, армянских ‒ 26, грузинских ‒ 11. Это данные на 2016 год. Но те абхазские школы, которые здесь указаны, являются условно «абхазскими». С 1-го по 5-й класс обучение в таких школах ведётся на абхазском языке, кроме предметов по русскому языку и чтению, затем с 5-го по 11-й – на русском языке за исключением нескольких предметов по абхазскому языку и литературе, а также английскому языку. В Абхазии есть поддерживаемая обществом идея создания абхазской национальной школы, в которой основные предметы будут преподаваться на абхазском языке. Пару учебников талантливые учёные действительно перевели на абхазский язык. Я считаю этот опыт вполне успешным. Но, если честно, основная часть абхазов, к сожалению, относится к этой идее скептически. Меня беспокоит и материально-техническая база школ. Крайне недостаточныи зарплаты учителей. Вся система образования нуждается в реформировании. Я не завидую тем, кто придёт во власть в нынешнем году. Проблем ужасно много. Средств преодоления этих проблем из-за коррупции очень мало.


Арам Аствацатуров: Уважаемый Давид Мканович, имена, которые дают родители детям - это один из показателей сохранения самоидентичности. Но на большинство влияет религиозный фактор. Христиане дают детям еврейские, греческие и другие имена, мусульмане арабские и персидские имена.
Назовите, пожалуйста, абхазские некоторые интересные, на ваш взгляд, имена и что они обозначают.

Давид Мканович Дасаниа: В языке абхазов понятие имени выражается исконным словом «ахьыӡ» (ахидз), отражающим собой представление абхазов о славе и доблести. Для усиления положительного значения понятия «ахьыӡ» (ахидз) к нему довольно часто прибавляют слово «аҧша» (апша), что в переводе с абхазского языка означает «ветер» («ахьыӡ-аҧша» – буквально «имя-ветер», переводимое как «честь и слава»).
В целях конкретизации личности в устной и письменной речи абхазы и абазины, как и адыги и иные народы Кавказа, пользовались сочетанием фамильного и личного имени. Причём фамилию они ставили в препозиции, а имя в постпозиции. Например, Тар Гыд, Цыгу Ханашв, Шамы Осман, ТобыльТатлусҭан, Лаючв Джамладин, ТыгуВладимир. Абазины продолжают свою традицию в использовании фамильного имени в препозиции, а абхазы перешли к иному порядку конкретизации личности, то есть ставят имя перед фамилией и фамилию произносят с окончаниями. 
Для актуализации интереса по вопросу определения интенсивности изменений антропонимической системы абхазов мы рассмотрим родословное древо абхазов не абхазского, а, например, русского происхождения. Данный материал, которым я сейчас делюсь с вами, во многом сенсационен. Коснёмся фамилии абхазов Ермоловых, проживающих в с. ЛыхныГудаутского района Абхазии и происходящих, согласно генеалогическому преданию, от генерала А.П. Ермолова. 
Так, родоначальником абхазов Ермоловых был Даут, родившийся в начале 20-х годов XIX века. Даут Ермолов рождён матерью из дворянского рода Маан. Она воспитала своего сына как настоящего дворянина и женила его на представительнице известного и богатого рода Симониа (у адыгов ‒ Совмен), принадлежавшего к категории «ашнакума» (мелких дворян). У Даута родились двое сыновей: Чух и Хумаскя. У Чуха два сына: Чач и Кыбей. Другие дети его умерли от «испанки». У Хумаски четверо сыновей и одна дочь: Александр (Саша), Камыс, Миха, Лад, Вера. Дети Чача: Хура, Зина, Чима, Римма, Эмма. Дети Кыбея: Алексей (известный на всю Абхазию артист театра и кино Алексей Ермолов, названный так в честь знаменитого прапрадеда) и Римма. У Саши родились три сына и одна дочь: Зураб, Шота, Лёсик. У Камыса была всего одна дочь – Нюся. У Михибыл также один ребёнок – Музыка. У Лада родился Вова.
Значения некоторых мужских и женских абхазских имён: Алма (алым – лев), Бага(волк), Багир (воробей), Жьац (заячий зуб), Квараса (горлица), Мҭы (змея), Таташь(павлин), Уарба (орёл), Шарах (дикие звери, олень), Качич (сорт винограда), Расидац(корень мелкого ореха), Джыр (сталь), Кама (Ҟама ‒ кинжал), Самҧал (курок), Лаша(светлый, светоч), Мац (огонь), Мачвыс(молния), Нага (известный, видный), Шат(щадящий), Амза (Луна), Амзан (покровитель луны), Амра (Солнце), Амран (покровитель солнца), Апта (туча), Дадын (громовой), Дыд(гром), Мара (абазинское наименование солнца), Мрамза (солнце-луна), Мард(древнеиранское племя мардов), Урыс(русский), Чаркяз (черкес), Ахра (скала), Бахуа (скала, утёс) и т.д.


Андрей Смирнов: Здравствуйте, меня интересует вопрос- как вы, являясь лишь половиной населения Абахазии, взаимодействуете с другими народами, русскими и армянами в первую очередь? Я слышал, что у вас там не очень тёплые взаимоотношения с армянами, да и к русскимотношение временами не дружеское и что вы не допускаете представителей других народов во властные структуры. Пожалуйста, расскажите об этом сложном клубке межнациональных отношений в вашей республике и о том, как они могут повлиять на будущее абхазского государства?

Давид Мканович Дасаниа: Многое из того, о чём вы информированы, соответствует действительности. Но большинство публикаций на эту тему заказные. Их авторы часто из мухи делают слона. Вернее, из крупной мухи делают маленького слонёнка. Проблемы существуют. Но они возникают не из-за того, что абхазы какие-то такие, какими их рисуют в этих заказных публикациях. Абхазы – один из самых гостеприимных и радушных народов в мире. И сейчас, в массе своей, достаточно, проходя мимо абхазского дома, попросить стакан воды, и вместо стакана хозяин заведёт вас в свою гостиную, накормит и напоит вас совершенно бесплатно, не требуя за это ничего ни сейчас, ни на перспективу. Следует также отметить, что наши местные армяне, русские, грузины, греки, евреи – это, по мнению самих представителей этих народов, проживающих в Абхазии, иные, чем те же представители, но проживающие на своих исторических землях. Они себя объективно считают лучше, добрее, совестливее, человечнее, чем их же соотечественники, проживающие на своей родине. Я как-то спрашивал разных людей о причине такого обстоятельства. И люди сказали мне, что они таковы потому, что живут в Абхазии, что на них так повлияли обычаи, традиции и культура абхазского народа. Я уверен, что они правы. И эти люди чувствуют себя плохо, когда находятся за пределами Абхазии. Внутренний мир абхазов и энергетика этого народа невероятно притягательны для представителей иных национальностей. И сами абхазы не представляют себя в однородной массе. Более того, они не хотят жить в моноэтнической стране. У каждого человека свой мир. Мне 51 год. И я ничего плохого не могу сказать об армянах. Среди них есть мои родственники, друзья, знакомые, которых я люблю и уважаю. Из моих старших друзей я хотел бы назвать талантливого армянского народного историка ХачатураТакмазяна. К моей фамилии очень близок армянин Хачик Минасян, живущий в Цандрипше. Мы относимся к нему как к самому родному человеку.


Арам Аствацатуров: Уважаемый Давид Мканович, общеизвестно, что жители Абхазии исповедуют христианство и ислам, а есть ли последователи язычества и что в культуре абхазцев сохранилось из периода доавраамической религии?

Давид Мканович Дасаниа: Подавляющая часть абхазов, проживающих в Абхазии (это примерно 60-65 % абхазского населения), исповедуют православное христианство. Но если взять всех абхазов, проживающих в мире, то примерно 90 % из них являются мусульманами-суннитами. Значительное количество абхазов в Абхазии, одновременно с идентификацией себя христианами или мусульманами, почитают и чисто абхазские дохристианские верования. Часть этнологов считает эти традиции проявлениями так называемого абхазского язычества. Другая часть, и я в том числе, считает их проявлениями абхазского дохристианского монотеизма. Последователей абхазского монотеизма немало. Они проводят ритуалы, которые впервые возникли пару тысяч лет назад и более. Как-то, много лет назад, в Абхазии силами российских учёных проводился опрос, в соответствии с которым почти 50 % абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища либо обращались за помощью к таким святилищам. У абхазов, назвавших себя мусульманами, этот показатель был ещё выше – почти 67 %. Помню, что участники полевой экспедиции тогда признали (это было в 1997 году), что «декларируемая абхазами принадлежность к христианам или мусульманам является совершенно формальной». С тех пор много воды утекло, и ситуация несколько изменилась. Сегодня большее количество абхазов-христиан посещает церкви. Больше стало и абхазов-мусульман, посещающих единственный в стране молельный дом (даже не мечеть), расположенный в г. Сухуме.


Сергей Булгадаров: Здравствуйте,уважаемый Давид Мканович. Меня интересует вопрос о так называемых абхазцах негроидной расы. Говорят, в 19 веке таковые были, занимали даже видное положение в обществе. Что о них известно, как они появились среди абхазцев?


Давид Мканович Дасаниа: Существует немало преданий, объясняющих историю появления негров в Абхазии, но ни одна из них не соответствует действительности. Я вам расскажу правду об этой интересной истории. В начале отметим, что небольшая негроидная группа абхазского народа проживает сегодня преимущественно в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии (Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула). Версия о том, что негры-абхазы являются потомками колхов, совершенно несостоятельна. Версия о том, что вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с неграми-невольниками, которых везли на продажу, также ошибочна. Никакого отношения к нартам местные негры не имеют. По одной из легенд, к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий: он, дескать, ввозил в Россию много арапов ‒ и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям. Но и эта легенда не соответствует действительности. 
Но что произошло? А произошло то, что нескольких негров один из абхазских владетельных князей, представителей рода Чачба, видел в Мегрельском княжестве, в резиденции мегрельского правителя из рода Дадиани, в ходе своего визита. Произошло это, скорее всего, во второй половине 18-го века. Абхазские и мегрельские князья часто соревновались между собой. Абхазы ревностно относились к любому возможному превосходству мегрельских правителей. И,когда в ходе визита Дадиани представил Чачбе нескольких негров-прислужников, Чачба почувствовал себя обойдённым правителем Мегрелии. И, возвратившись к себе домой, связался с османскими работорговцами и выписал целый корабль негров. Расселить их всех в резиденции правителя Абхазии было невозможно. Поэтому, за исключением 7-8 человек, их всех он расселил по тем местам, где они в настоящее время живут.

 

Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»,
https://www.facebook.com/groups/270147343161057/
Фейсбук, май  2019 год.
По всем вопросам, предложениям можно обращаться на электронную почту 
klubvirtual@mail.ru
Редактор Татьяна Леонова